Антон Табах: Защитить будущих пенсионеров

Пенсионный кризис – явление глобальное. Он угрожает всем индустриальным и постиндустриальным обществам. Россия в этом плане не исключение, но местные особенности усугубляют проблему.

Текущее состояние пенсионной системы сложное, но вполне стабильное. Даже коэффициент замещения, т. е. уровень замещения пенсией зарплаты для среднего работника, превысил требуемые конвенцией Международной организации труда 40%. Однако пенсионные перспективы для работников, которые начнут выходить на пенсию через 15–20 лет, крайне туманны, и принятие реальных решений предпочитают откладывать. При этом проблемы нарастают не только с трудовыми пенсиями, финансируемыми из соцвзносов. Продолжается повышение зарплат в госсекторе – растет как число госслужащих и силовиков, так и уровень их зарплат. Их более высокие и, как правило, ранние пенсии платятся не из соцвзносов, а из текущих доходов бюджета и увеличивают будущие непрофинансированные обязательства государства. Не решенной на протяжении десятилетий остается проблема досрочных пенсий и их финансирования.

В такой обстановке мы наблюдаем феерические дискуссии о будущем российской пенсионной системы между официальными лицами, представителями госкорпораций, представителями пенсионной индустрии. Обсуждаются одновременно и неоднозначная, но вполне добротная пенсионная часть «Стратегии-2020», и более сомнительные планы Минтруда по возвращению распределительной системы, базирующейся на трудовом стаже, потенциально делающей все сбережения добровольными и опосредованно повышающей пенсионный возраст за счет растущих требований к стажу. От представителей власти и экспертного сообщества звучат то мантры о сакральности пенсионного возраста, то прогнозы о неизбежности его повышения. Пенсионные накопления на 1,5 трлн руб. тоже вызывают аппетит. Регулярно возникают свежие идеи о направлении сбережений на разнообразные проекты государственной важности – от поддержки фондового рынка и финансирования программы инвестиций в РЖД до финансирования программы строительства государственных доходных домов с не очевидным финансовым результатом. В ближайшие недели мы практически неизбежно услышим и соображения о будущем весьма успешной программы софинансирования пенсионных накоплений, к которой уже присоединилось 11 млн человек и которая (без изменений законодательства) будет закрыта для новых участников с 2013 г. Все это – а равно и регулярные изменения ставок страховых сборов, которые в последние годы верстались чуть ли не в режиме реального времени, – показывает отсутствие внятной пенсионной политики.

Представляется, что очень большой проблемой в обсуждениях пенсионной политики является восприятие проблем будущих пенсионеров как чужих для лиц, принимающих решения. Как уже отмечалось «Ведомостями», желающих распорядиться пенсионными правами и пенсионными накоплениями, изменить их в интересах государства, макроэкономической стабильности, НПФ или же всех вместе довольно много. Но большинство представителей государства будут иметь право на повышенные депутатские или чиновничьи пенсии. Финансисты, видимо, рассчитывают заработать на управлении пенсионными накоплениями столько, чтобы не думать о пенсии. Ну а эксперты, по всей видимости, либо еще очень молоды, либо планируют работать до глубокой старости, как это принято в академической среде.

Если допустить такое восприятие проблем будущих пенсионеров – как чужих, то многое становится на свои места. Тогда неудивительно, что во многих проектах реформ будущие пенсионеры представляются некоей массой, пригодной для реализации инновационных идей и планов. В такой модели идеальный представитель этой массы – работник, начавший карьеру очень рано, за которого исправно платили пенсионные взносы с высокой белой зарплаты, умерший через день после выхода на пенсию. Если гарантии для нынешних пенсионеров декларируются при любом обсуждении, а на их защите (как минимум, на словах) стоят и правящая партия, и оппозиция, то нынешние работники стали забытым поколением. В зарубежных странах эта проблема решена не лучшим образом – но есть организации, защищающие пенсионные права. Прошлогодние конфликты в США вокруг пенсионных прав, в некоторых штатах переросшие в беспорядки, и степень их остроты были весьма характерны. Они происходили не из-за текущих выплат пенсий – но из-за права и издержек пенсионеров будущих. Пенсионной темой активно заняты профсоюзы, ассоциации работодателей и даже церкви. Когда в 1981–1983 гг. в США комиссия Гринспэна разрабатывала план по реформе пенсионной системы, включающий в себя повышение взносов, снижение темпов индексирования пенсий и повышение пенсионного возраста, неучастие членов конгресса и госслужащих в общей пенсионной программе воспринималось как проблема. В итоге после реформы они стали платить взносы, чтобы разделить тяготы остальных американцев, хотя многие льготы для государевых людей и были сохранены. У нас о деятельности общественного совета по управлению пенсионными накоплениями, созданного согласно ФЗ-111 о пенсионной реформе, знают только профессионалы, а сам совет уже много лет занимается в основном техническими вопросами.

Нельзя до бесконечности прятать голову в песок и уступать давлению групп интересов. Чтобы избежать массовой бедности при выходе нынешних работников на пенсию, в том числе из-за того, что им помешали создать сбережения постоянной переменой правил, а созданные потратили на особо важные государственные проекты, действовать нужно сейчас. Необходимо, чтобы был услышан голос и учтены интересы будущих пенсионеров, возможно через создание организации или объединение в интернете.

Такая формальная или неформальная структура сможет объяснить политикам и экспертам, что делать надо, а что – не стоит. Госкорпорациям будет объяснено, что целью инвестирования пенсионных накоплений является прибыль их бенефициаров. Регуляторы усвоят, что даже проекты особой государственной важности должны финансироваться через выпуск облигаций, возможно с гарантиями государства, по привлекательным ставкам – добровольно, а не по решению властей, а будущие пенсионеры будут только рады хорошим долгосрочным вложениям, а не сомнительным проектам. Чиновники поймут, что владельцами накоплений, созданных из налогов с зарплат работников, в итоге являются граждане, а не Российская Федерация и закон стоит изменить. Политики, возможно, осознают, что защищать можно и нужно не только текущие выплаты, но и будущие пенсионные права. А современные маниловы и чичиковы от пенсионной политики будут разоблачены как прожектеры и шулеры.

Среди работников молодого и среднего возраста часто бытуют одновременные заявления о том, что они не рассчитывают на пенсию, а также неготовность создавать сбережения. Особенно это характерно для работников со средним достатком – и отсутствие внимания к их будущему пенсионному обеспечению может обернуться социальной катастрофой масштабов начала 1990-х гг. Найти решение будет непросто, успех не гарантирован, но точно пора прекратить практику принесения интересов современных работников в жертву, потому что другие лучше организованы и у них есть более сильные защитники.