Игорь Цуканов: Facebook предупреждал

В стремительном падении стоимости акций Facebook, которое возобновилось на прошлой неделе и длится до сих пор, виновата не столько сама компания, сколько инвесторы. К такому выводу можно прийти, сопоставив несколько фактов.

Падение котировок акций социальной сети в конце прошлой недели было спровоцировано выходом пессимистического отчета Zynga – разработчика игр для Facebook, показавшего убыток и меньший, чем ожидалось, рост выручки. Zynga формирует около 15% выручки соцсети, неудивительно, что обвал ее котировок потянул за собой и котировки Facebook. Но вот вопрос: могло ли быть так, чтобы инвесторы, самозабвенно скупая акции Facebook во время майского IPO, не представляли себе, из чего складываются ее доходы? Кто-то мог, конечно, и не прочесть инвестиционный меморандум, ведь надо учесть, что в IPO участвовали не только профессиональные инвесторы, но и студенты, и школьники, и домохозяйки. Но крупные-то инвесторы наверняка знали о взаимовлиянии бизнеса Facebook и Zynga. Они должны были помнить, что Zynga уже случалось удивлять рынок нежданными убытками; могли обратить внимание, что ее акции давно торгуются ниже цены размещения.

Очередной провал котировок Facebook произошел, когда убыточную отчетность опубликовала она сама. Тут аналитики обратили внимание на то, что ее выручка от мобильной рекламы растет медленнее, чем количество людей, пользующихся мобильной версией соцсети. Можно ли это считать неожиданностью? Нет. Потому что еще накануне IPO Facebook предупреждала инвесторов: ее мобильная аудитория растет стремительно (во II квартале 2012 г. хотя бы раз в месяц мобильным доступом к соцсети пользовались 543 млн подписчиков из 955 млн), а вот монетизировать ее пока как следует не удается. Кто виноват, что к этим предупреждениям вовремя не прислушались?

В этот вторник акции Facebook установили новый антирекорд – их цена оказалась на 43% ниже той, по которой состоялось IPO. И это еще явно не дно: 16 августа истекает трехмесячный мораторий на продажу акций Facebook ее давними акционерами – и это, пожалуй, самый мощный фактор, стимулирующий инвесторов избавляться от этой бумаги.

У меня и в мыслях нет спорить с теми, кто считает, что инвесторы в разы переоценили сектор «социального интернета». Покупать акции компании, зарабатывающей $3,7 млрд в год, исходя из оценки ее бизнеса в $104 млрд – явное безумие. Но вот с людьми, уверяющими, что Facebook кого-то о чем-то не предупредила, можно и поспорить.