От редакции: Будни финансовой окраины

Создание международного финансового центра (МФЦ) в Москве – это повод для шуток и анекдотов, большой девелоперский проект и полмиллиарда долларов «на улучшение имиджа России». Наивно думать, будто этого хватит, чтобы заставить развернуться денежные потоки, утекающие из страны.

Вчерашний день премьер Дмитрий Медведев посвятил обсуждению, где лучше всего возвести международный финансовый центр, о котором он мечтает шестой год. Рублево-Архангельское – красивое и подходящее место, вот бы и поселить там компактно всех финансистов с регуляторами, заботливо предлагает Сбербанк принадлежащие ему земли. Но не так все просто: для выбора вариантов места расположения МФЦ решено создать целую рабочую группу. Выбор тех, кто сможет заработать на этом заманчивом проекте, наверняка займет не один месяц.

Минэкономразвития настроено еще серьезнее: ему не жалко потратить $500000 денег налогоплательщиков, чтобы нанять Goldman Sachs – авторитетный инвестбанк должен убедить инвесторов и рейтинговые агентства в привлекательности России. Противоречивый имидж страны тревожит. Судя по разнообразным зарубежным рейтингам (в которых мы на последних местах), иностранцы и впрямь считают Москву недружелюбным, чрезмерно дорогим городом с отвратительными дорогами, а Россию – страной с неэффективным госуправлением, зашкаливающей коррупцией и неработающими судами. Пора наконец объяснить им, что они не правы.

И хватит твердить про плохой инвестиционный климат. Давайте посмотрим на ситуацию на других развивающихся рынках. Разве в Китае нет коррупции, а китайские суды – образец справедливости?

Или в Индии не пересматриваются итоги приватизации, а чиновники там кристально честны?

А что, экономика Бразилии – не такой же аналог сырьевых индексов? Между тем мы видим приток капитала на рынки Китая, Индии и Бразилии и отток с российского рынка, несмотря на все наши макроэкономические успехи.

Конечно, дело не в имидже. И не только в плохом инвестклимате. Проблема еще и в российском финансовом рынке. Нужно признать: финансового рынка у нас нет, заявил в ноябре на заседании «открытого правительства» первый вице-премьер Игорь Шувалов. Если бы не принудительное размещение 25% бумаг на внутреннем рынке, отечественные компании вообще не торговали бы ими в Москве. У России минимальная доля размещений на внутреннем рынке среди шести переходных экономик – 35%: у Индии, Китая иБразилии – 71–96%.

Причины очевидны: инфраструктура российского финансового рынка сильно отстает от современных стандартов – у нас до сих пор не запущен даже центральный депозитарий. При этом биржевые тарифы в Москве выше, чем в Лондоне. Эмитентам не только удобнее и престижнее, но и дешевле размещаться на ведущих мировых площадках.

Можно сколько угодно денег потратить на улучшение имиджа России в глазах инвесторов, но он с треском рухнет, как только они узнают о решении Федерального арбитражного суда Московского округа, принятого на прошлой неделе. Суд разрешил расторгать сделки с производными финансовыми инструментами в одностороннем порядке – примерно как в 1998 г., когда деривативы в России вообще были вне закона.

Создание МФЦ нельзя свести к строительству красивых зданий и дорогой пиар-кампании – деньги текут только туда, где для них есть условия.