Антон Трифонов: Бирже выдан кредит доверия

Фондовый рынок внутри страны может быть полноценным, если на нем обращаются бумаги многих компаний, а объем этих бумаг и спрос на них достаточно велики. Количеством и ликвидностью акций наш рынок может похвастаться отнюдь не всегда. А без этого привлечь внимание инвесторов сложно.

Значит, исправлять ситуацию надо за счет новых размещений. Как это может быть, показала Московская биржа, IPO которой состоялось на прошлой неделе. Кому, как не ей, исправлять ситуацию, ведь в конечном счете биржа больше других заинтересована в развитом фондовом рынке. Став, по сути, монополистом в результате объединения ММВБ и РТС, она может рассчитывать на стабильный заработок от роста оборотов.

Но пока эти обороты уступают желаемым. А потому сомнения относительно того, можно ли исключительно за счет размещения на российской площадке собрать необходимый объем заявок, были не праздными. Ведь инвесторам, по сути, продавалось светлое будущее российского фондового рынка. Оказалось, на него есть спрос!

Безусловно, свою роль сыграла армия организаторов этого размещения – сразу девять инвестиционных банков. Каждому из них достаточно было привлечь покупателей чуть более чем на $50 млн – не самая сложная задача для институтов, претендующих на лидирующие роли. Хотя и среди них были сомневающиеся в успехе затеи.

Но в итоге спрос превысил предложение более чем вдвое. Безусловный успех. Ведь даже если государство (или кто-нибудь еще) для формального успеха флагманского IPO подтягивало покупателей нерыночными способами, то таких заявок было не больше объема размещения. Это значит, что еще как минимум столько же – реальный интерес. При наличии широкой базы инвесторов – от небольших российских управляющих и частных инвесторов до крупнейших глобальных фондов с миллиардами долларов. Результат – на российском рынке впервые за много лет появилась совершенно новая ликвидная фишка.

Причем это отнюдь не спонтанное размещение. Компания, по классике жанра, прошла целый ряд итераций: консолидацию, привлечение инвесторов перед IPO, заранее анонсировала планы и придерживалась их. Это оказалось возможным. Пусть даже и при помощи государства. Значит, и другие его планы, в том числе приватизационные, посильны.

Пока новую фишку бережно охраняют. По итогам первого дня торгов она не подешевела ни на копейку – во многом благодаря возросшим покупкам под занавес сессии. Картина повторилась вчера, едва котировки опустились до цены размещения. Но вещью в себе она долго оставаться не сможет. А одним своим размещением биржа не сильно приблизила создание в Москве международного финансового центра. Да и существенное влияние на интерес к портфельным инвестициям в Россию оказала вряд ли.

Гораздо важнее другое. Есть пример того, что российские компании могут быть востребованы не только в Лондоне. И пессимизм по поводу будущего российского фондового рынка не оправдан. Мандат доверия получен. Всей биржей. То есть и компаниями – не только разместившими бумаги на ней, но и еще собирающимися это сделать.