Максим Трудолюбов: Наценка за порядок или налог на Путина

Политический абсурд – не эмоциональное утверждение, а вполне конкретное. Казаки на улицах, бессмысленная реформа времени, закон «о топоте котов», студенты, отправляемые на лето в армию, мосты в никуда, грязь в городах и цены за квартиры на уровне мировых столиц – это проявления одного и того же свойства. А свойство это – слабость государства, не способного поставить на первый план интересы общества. Парадокс в том, что стремление любой ценой сохранять социальный и политический порядок есть оборотная сторона слабости государства. Богатые и влиятельные люди столбят за собой те сферы, на которых они зарабатывают, и не дают никому в них вмешиваться. В этом – в умении предотвращать изменения – состоит их сила и власть. Так и получается стабильность.

«Правящие круги замыкались все больше на себе – публичное обсуждение реформ не допускалось. А внутренний диалог упирался в необходимость учитывать интересы тех или иных околоправительственных кругов. В результате решения могли быть только максимально безобидные, никого серьезного не затрагивающие, т. е. бессмысленные» – это современный историк Андрей Тесля пишет о временах Николая I.

И сегодня, больше чем 150 лет спустя, нетрудно представить себе длинный список фундаментальных изменений, по поводу которых нет большого спора. От целого набора понятных действий по улучшению инвестиционного климата до настоящей, а не поддельной полицейской и судебной реформы, от введения честных конкурсных процедур до создания адекватной системы стимулов в госкомпаниях. Но осуществляются только безобидные, никого серьезного не затрагивающие меры, поскольку за каждым важным пунктом стоят серьезные Иваны Ивановичи, которые не позволят покуситься на их плодородные угодья. И потому на откуп формально возглавляющим государство политикам остаются решения, которые не обидят кого-то конкретного, но при этом могут произвести некоторый шум, который понравится «большинству». Так пиаровская логика подавляет содержательную и политики превращаются в клоунов, вынужденных веселить или злить народ, пока серьезные люди делают серьезные дела. Это политика по остаточному признаку: на политическом уровне делается то, что можно, а не то, что нужно.

Нашумевшие государственные идеи последнего времени суть признания в том, что институты, о которых идет речь (миграционная служба, армия, госкомпании), не выполняют свои функции. Но создание качественных институтов выведено за скобки. Обсуждается только одно: какими еще полномочиями наделить или что подарить существующим коррумпированным правоохранителям, какие еще проекты отдать на откуп бизнесменам, которые зарабатывают на процессах, а не на результате. Так что цена газопроводов в никуда, цена форума АТЭС и Олимпиады в Сочи, цены на недвижимость в городах – лишь малая, видимая часть стоимости удержания социального и политического порядка. Это «путинская премия» – наценка за порядок. А ведь расценки увеличиваются: государство не становится сильнее, и значит, поддержание порядка стоит все дороже. Это бег на месте, в котором каждый шаг стоит дороже предыдущего.