Ксения Болецкая: Потанин продал медиабизнес

Владимира Потанина можно поздравить: он наконец избавился от головной боли под названием «медиабизнес». Его «Профмедиа» покупает холдинг «Газпром-медиа». Всю целиком и сразу. Владельцы других больших отечественных медийных бизнесов наверняка теперь ему завидуют.

Не то чтобы «Профмедиа» плохой актив. Это три телеканала, несколько радиостанций и «Централ партнершип», крупнейшая кинокомпания в стране. Гендиректор «Газпром-медиа» Михаил Лесин описал свое приобретение именно так: «Это сильное ТВ и сильное радио». И это, говорит Лесин, очень похоже на саму «Газпром-медиа». У этого холдинга есть НТВ, ТНТ, несколько радиостанций и еще по мелочи.

Потанин в последние пару лет не скрывал своего желания продать медиабизнес. На примере «Профмедиа» было интересно наблюдать, как менялось отношение большого бизнеса, олигархов, если хотите, к медиа.

Основу своей медийной империи бизнесмен заложил в 1997 г., когда Онэксимбанк получил контроль над «Известиями», а затем и над «Комсомольской правдой». Сначала газеты были для бизнесмена скорее средством влияния. Но потом Потанина очень впечатлил пример издательской компании Agora: она издавала популярнейшую в Польше Gazeta Wyborcza, и в 2000 г. ее капитализация достигла $1 млрд (тогда капитализация «Лукойла» была менее $7 млрд). Потанин решил повторить «польское чудо» и сделать медиа выгодной инвестицией. В 2003 г. он уже заговорил о выходе на биржу и капитализации в $1 млрд. Где-то к 2006 г. стало понятно, что на одних газетах каши не сваришь, и холдинг стал покупать модный бизнес - ТВ- и интернет-компании. К ним добавили стремительно растущие кинотеатры и кинопроизводство. В стране был потребительский бум, медиаактивы расходились как горячие пирожки и платили за них щедро - по паре сотен миллионов долларов за телевизионную частоту. От газет холдинг избавился. «Мы для себя решили, что бизнес «Профмедиа» - исключительно развлекательные ресурсы, ни в коем случае не политизированные. Они лучше капитализируются, менее чувствительны к различного рода начальственным пожеланиям», - объяснял Потанин.

А вот после кризиса 2008 г. медиабизнес в России сдулся. Рынок рекламы перестал расти на 30% в год. Технологические вызовы, пиратство и сокращение аудитории традиционных СМИ добавили неразберихи. Финансовые инвесторы охладели к ТВ и радио и жаждали интернета. А вот с ним у «Профмедиа» получалось не очень. Маленькая «Афиша» в сети в итоге оказалась гораздо эффективнее монструозного Rambler. Медиа окончательно перестали быть бизнесом, стоимость которого удваивается каждый год. Теперь это бизнес для стратегов, которые преуспевают только потому, что очень хорошо в нем разбираются и рискуют каждый день. В глазах олигархов эта овчинка теперь явно не стоит выделки.

После последней неудачной попытки выйти на биржу в 2010 г. Потанин решил, что выходит. Сколько заплатила за этот бизнес «Газпром-медиа», не очень понятно. «Интеррос» Потанина говорит, что доволен ценой и, главное, тем, что продал многострадальный актив целиком. Действительно, счастливый человек.