Наталья Ищенко: Метеорит для «Ленты»

Акционеры «Ленты», шестого по выручке российского ритейлера, и организаторы ее первичного размещения на бирже - настоящие счастливчики. Судите сами: последние дни сбора заявок на бумаги пришлись на период обострения ситуации на Украине и резкого ослабления рубля. Несмотря на это, продающие акционеры во главе с американской инвестиционной компанией TPG получили за проданные 22% «Ленты» $952 млн, организаторы привлекли крупнейших мировых инвесторов, в том числе китайский и норвежский суверенные фонды. А на следующий день после закрытия книги заявок президент Владимир Путин попросил у Совета Федерации разрешения ввести войска на Украину.

Инвесторы часто рассматривали бумаги ритейлеров как наиболее устойчивые при замедлении экономики - люди ведь не перестанут покупать продукты. «Лента» же обещает своим новым акционерам рост быстрее рынка. Организаторам удалось убедить в этом и инвесторов: петербургский ритейлер, который еще несколько лет назад ассоциировался лишь с бурными акционерными конфликтами, был оценен с премией ко всем публичным российским ритейлерам, кроме «Магнита». Но и к лидеру российской розницы дисконт, по подсчетам аналитиков, составил всего 11%.

Только за этот год «Лента» хочет открыть 24 гипермаркета. А за 2014-2016 гг. рассчитывает удвоить торговые площади. Это агрессивные планы, учитывая, что конкуренты говорят о замедлении потребительского спроса. Резкое ослабление рубля может в перспективе снизить темпы роста сети при переводе ее результатов в доллары США, хотя для компаний-ритейлеров этот риск может быть наименее болезненным. По расчетам экономистов Credit Suisse, изменение курса рубля на 1% к доллару приводит к изменению чистой прибыли ритейлеров на 0,8-1,2%, если предполагать, что не происходит резких изменений в потреблении продовольствия.

Но самое сложное для «Ленты» впереди. Став публичной, компания будет нести все издержки, связанные с риторикой российских политиков и восприятием инвесторами российских активов. Конечно, риски, связанные с инвестициями в бумаги ритейлера, были прописаны в соответствующих разделах проспекта. Например: «Экспроприация или национализация бизнеса «Ленты» может существенно неблагоприятно повлиять на бизнес «Ленты», ее финансовое состояние, результаты деятельности и перспективы». Но такие риски воспринимались во время написания проспекта, как шутят его авторы, примерно как риск падения метеорита на офис ритейлера в Петербурге. Вряд ли авторы проспекта предполагали, что член Совета Федерации Андрей Клишас начнет работу над проектом закона, который предусматривает конфискацию имущества европейских и американских компаний, включая частные, при применении международных санкций к России. «Теперь даже этот метеорит уже не кажется невероятным», - говорит один из организаторов размещения «Ленты».