От редакции: Полуплатное здравоохранение

Министерство финансов предлагает взимать плату за медицинские услуги с неработающих россиян. Теоретически дискуссия о платной медицине могла бы стать заделом для масштабной реформы здравоохранения, но в сегодняшней ситуации предложение Минфина больше похоже на жест отчаяния.

«Введение соплатежей пациентов за часть видов медицинской помощи для всех неработающих граждан» - именно так формулируется инициатива в проекте основных положений бюджетной политики на 2015-2017 гг. Это предложение не касается пенсионеров, детей и официально числящихся безработными россиян. Предлагаемая доплата должна составить 18% от тарифа страхового взноса ОМС. В 2015 г. тариф достигнет 18 864 руб., а софинансируемая часть, таким образом, будет около 3500 руб. в год.

Здравоохранение, наряду с образованием и пенсионной системой, касается всех граждан, а потому реформа этих областей, сокращение или увеличение расходов на них - неизбежно не только экономическое, но и политическое решение. Реформы в этих сферах часто становятся основой политической программы партий и ведущих политиков. Так, знаменитая программа реформы системы здравоохранения в США стала наряду с выводом войск из Афганистана основой программы президента Обамы и считается наиболее важным проектом его президентства. В 1990-е гг. масштабные реформы претерпела британская система здравоохранения - и именно реформу систем здравоохранения и образования сделал своим приоритетом Тони Блэр. В том и в другом случае реформы сопровождались ростом расходов на здравоохранение, созданием новых рабочих мест и увеличением числа населения, охваченного страховкой.

Именно по этой логике подписанные Владимиром Путиным в начале третьего президентского срока «майские указы» касались прежде всего социальной сферы.

Заставить граждан задуматься о своем участии в финансировании системы здравоохранения - хорошая идея, если бы она была частью всеобъемлющей программы реформирования здравоохранения. Но единственная логика, которая прослеживается в основании таких решений, - это логика экономии. Осуществляемые с 2013 г. попытки оптимизации финансирования медицинских и образовательных учреждений посредством перевода на «подушевое финансирование» оборачиваются не улучшением образования и медобслуживания, а механическим укрупнением и слиянием школ и больниц.

Когда государство решается на оптимизации в столь болезненных сферах, не предлагая взамен ни программы реформ, ни ощутимых социальных гарантий, это свидетельствует либо о полном отсутствии плана реформ, либо о высочайшем уровне доверия власти со стороны граждан. Такое может позволить себе Китай, многие годы плативший пенсию только чиновникам и госслужащим. Но россияне вроде бы не совсем отвыкли от бесплатной медицины. Или доверие действительно такое высокое, что государство может чувствовать себя свободным.