Бэла Ляув: Трагедия московского метро

Во вторник утром на перегоне между станциями «Славянский бульвар» и «Парк Победы» три вагона сошли с рельсов. Из-за резкого торможения один из них деформировался. Извлечь всех погибших и пострадавших удалось лишь спустя несколько часов после аварии. ЧП произошло в 8.35 утра - в час пик. Жертв могло быть больше в разы, если бы поезд двигался в обратном направлении. Вечером вчерашнего дня власти сообщали о 21 погибшем.

Вероятных причин аварии называется много. Чаще других звучит версия о повреждении узла крепления колесной тележки с вагоном поезда. При экстренном торможении одна из осей вагона могла уйти в сторону, в результате вагоны сошли с рельсов и врезались в тоннель. «Нам на завод их [тележки] два года назад поставляли с сырыми, незакаленными болтами крепления... Брак тогда шел повсеместно. Мы уже тогда говорили, что могут погибнуть люди. Вот они и погибли», - цитирует бывшего слесаря ООО «Метровагонмаш» (поставляет вагоны для московского метро, в том числе и сошедшие вчера) Вячеслава Бабочкина издание the-village.ru.

ЧП в московском метро участились. В июне 2012 г. загорелся силовой кабель на перегоне между станциями «Библиотека имени Ленина» и «Охотный Ряд», что привело к сильному задымлению (более 50 человек пострадали, 4500 были эвакуированы). В январе этого года на Замоскворецкой линии свая пробила тоннель между «Автозаводской» и «Коломенской» (поезда не ходили дольше четырех часов). В марта из-за подтопления путей остановили движение между «Щелковской» и «Партизанской» (погиб сотрудник «Мосводоканала», эвакуировано 600 человек). Список можно продолжить.

Но техногенная авария такого масштаба, как вчера, случилась впервые. Повторяемость ЧП заставляет думать о том, что в Московском метрополитене не все благополучно. В сложных технологических системах причина аварий чаще всего в том, что теряется зона безопасности в работе. Это поддержание техники в рабочем состоянии, ее своевременный и качественный ремонт, высокая квалификация управленческого и обслуживающего персонала. Если на эти цели не выделяется достаточно средств или расходы не контролируются, катастрофы неминуемы. Московские власти много говорят об увеличении протяженности московского метро, экономии бюджетных средств, росте внебилетных доходов метрополитена, но никогда - про его поддержание в рабочем состоянии.

Московское метро не рассчитано на нынешний пассажиропоток. По загруженности оно занимает второе место в мире после Токио (перевозит 2,4 млрд пассажиров в год), имея не самую большую протяженность линий (312 км). Но это не мешает московским властям проводить политику пересаживания москвичей на общественный транспорт. В полтора раза московское метро увеличится в лучшем случае лишь к концу 2020 г. До тех пор пассажирам придется ездить в переполненном метро. Вагоны и пути в районе станций «Парк Победы» и «Славянский бульвар» своевременно прошли регламентное обслуживание, заверил вчера журналистов глава департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов. Сколько еще вагонов и путей прошли такое регламентное обслуживание?

*Бэла Ляув