Статья опубликована в № 3805 от 06.04.2015 под заголовком: От редакции: Пластмассовая война

Имитационный антинацизм: пластмассовая война с магазинами игрушек

Следственный комитет России занялся солдатиками

Борьба с нацистской символикой накануне юбилея Победы буквально оборачивается игрой в солдатики. В субботу Главное следственное управление СКР по Москве возбудило дело по статье 282 ч. 1 (возбуждение ненависти либо вражды и унижение человеческого достоинства) после сообщений о продаже в Центральном детском магазине на Лубянке фигурок солдат и офицеров нацистской армии. Не допуская распространения нацистской символики, следователи изымают солдатиков из павильонов, проводят допросы и обыски в офисах и на квартирах. Более важных и неотложных дел у СК, видимо, нет.

Солдатиками дело вряд ли ограничится. «Подмена ценностных ориентиров происходит на полках безобидных игрушек, в умах тех, кто сам не может отличить правду от лжи, добро от зла», – заявила руководитель Роспатриотцентра Ксения Разуваева. Она призвала волонтеров проекта 70-летия Победы фотографировать полки в магазинах: «Важно понять, носит ли данная ситуация системный характер». Предполагая, что одни лишь солдатики вызовут в неокрепших умах симпатии к нацизму, чиновники признают бессилие госагитации и свою профнепригодность. И забывают, что коллекционирование солдатиков и моделей боевой техники увлеченными взрослыми и подростками имеет мало общего с симпатиями к нацизму. Следом, вероятно, надо ожидать подметных писем и дел против World of Tanks, исторических игр, посвященных сражениям Второй мировой, где реалистично представлены техника и амуниция нацистов и есть возможность играть за противника.

Уголовные дела против продавцов, обещанный поход против магазинов игрушек и моделей – одно из проявлений имитационного антинацизма и патриотизма, когда «оскорбление» и «переписывание» ищут не в воспроизводстве человеконенавистнических идей, а в цвете игрушек, на старых фотографиях и в кинохронике. Не за горами на этом пути запрет кинофильмов и песен о войне, где враг изображен крупным планом и без ненависти (например, «Семнадцать мгновений весны» и «Солдаты группы «Центр» Высоцкого), пересмотр музейных экспозиций. В результате дети не будут знать, что наши деды и прадеды воевали с сильным, умелым и хорошо оснащенным врагом. К уважению к истории это никакого отношения не имеет, но удобно чиновникам. Отправить добровольцев в места боев, где нужны рабочие руки для поиска и захоронения погибших (это, заметим, тоже делается) сложно. Проще предложить им пройтись по магазинам игрушек.