Каким курсом пойдет Volkswagen Group дальше и кто ее этим курсом поведет

Скандал с отставкой Фердинанда Пьеха приведет к изменениям в стратегии

Фердинанд Пьех поставил для Volkswagen Group задачу стать крупнейшим автопроизводителем мира. Добиться этой цели 78-летний патриарх мирового автопрома не успел: 25 апреля группа, в которой Пьех работал с 1963 г. и которой 20 последних лет руководил, изгнала его со всех постов. А 29 апреля Volkswagen Group отчиталась о результатах I квартала: продажи выросли на 1,8% до 2,49 млн автомобилей, и это второе место (у Toyota за тот же период продажи составили 2,52 млн, у General Motors – 2,42 млн).

Теперь вопрос стоит так: каким курсом пойдет Volkswagen Group дальше и кто ее этим курсом поведет. Скандал с отставкой Пьеха начался с фразы, сказанной Пьехом журналу Der Spiegel: «Я дистанцирую себя от Винтеркорна». Речь шла о том, кто заменит Пьеха на посту председателя наблюдательного совета группы и может ли это быть председатель совета директоров Мартин Винтеркорн, долгие годы считавшийся протеже Пьеха. После той фразы, произнесенной в середине апреля, исполнительный комитет наблюдательного совета VW (высший орган власти в группе) собирался на совещания дважды (в 2014 г. прошло шесть его заседаний). Как мы можем догадываться, шли жаркие споры о том, кто и как должен руководить компанией. За 20 лет Пьех выжил не одного топ-менеджера группы, не разделявшего его взглядов на то, каким путем должна идти VW. Информагентства передавали, что среди претензий Пьеха к Винтеркорну – слабые продажи в США и недостаточно эффективное сокращение издержек: из запланированных к 2017 г. 5 млрд евро удалось сэкономить в VW только 1,5 млрд.

Но в этот раз Пьех проиграл: все члены исполнительного комитета наблюдательного совета VW (за исключением его самого) приняли сторону Винтеркорна и проголосовали за немедленную отставку Пьеха со всех постов в группе. А теперь обратите внимание, кто голосовал «за»: премьер-министр Нижней Саксонии Стефан Вейль, руководители профсоюза VW Берндт Остерлох и Стефан Вольф, бывший глава профсоюза IG Metall Бертольд Хубер и кузен Пьеха, председатель наблюдательного совета Porsche Automobil Holding SE Вольфганг Порше (кланы Пьеха и Порше сообща контролируют 51% VW). Один бизнесмен, один чиновник и три профсоюзных деятеля. В наблюдательном совете VW, который назначает членов совета директоров группы и одобряет его решения, похожая пропорция: из оставшихся 18 членов (после увольнения Пьеха и его жены Урсулы) девять профсоюзных боссов и четыре чиновника из Нижней Саксонии и Катара (у них 20 и 17% акций VW соответственно).

Понятно, что после собрания акционеров VW 5 мая состав наблюдательного совета изменится (Фердинанд Пьех остается владельцем 13,2% VW, и как он себя поведет, предсказать не берется никто). Следом, возможно, поменяются руководители наблюдательного совета и совета директоров, но насколько они смогут противостоять интересам политиков и профсоюзов, если даже Пьех потерпел поражение? А немецкие профсоюзы всегда выступали против глобальной экспансии VW, и Нижняя Саксония хоть и заинтересована в развитии и росте компании, но в первую очередь на своих землях.