Мнения
Бесплатный
Андрей Синицын
Статья опубликована в № 3858 от 24.06.2015 под заголовком: От редакции: Чем пахнет Россия

Государство возглавит внутренний туризм

Субсидирование и регулирование цен как воспоминание о советской юности

Развитие внутреннего туризма в России можно назвать вынужденным – толчок ему дали самоизоляция страны и сильная девальвация рубля. Слушания в Госдуме показали, что государство теперь хочет это развитие возглавить.

По данным Росстата, поток туристов из России в I квартале снизился на 40%, или на 1,3 млн поездок (год к году). Глава Ростуризма Олег Сафонов рапортует о росте внутреннего туризма: за 2014 г. – на 30%, «в настоящее время 41,5 млн наших граждан путешествуют по нашей стране», в то время как цифра в 40 млн человек планировалась ранее только на 2018 г. То есть, казалось бы, не о чем беспокоиться. Это, конечно, не так.

Вынужденный рост внутреннего спроса на туры по России сопровождался сокращением спроса внешнего – граждане западных стран ехать боятся. Некоторое замещение происходит за счет стран Азии, но пока недостаточное. Потенциал внутреннего спроса сложно прогнозировать из-за кризиса и падения доходов граждан. Отсюда идеи по поддержке спроса. Минкульт предлагает дать туристам право на налоговый вычет в размере 13% стоимости путевки, а также позволить предприятиям относить на себестоимость продукции покупку путевок сотрудникам – в том и другом случае путевка стоит не более 50 000 руб. на человека в год. Эти идеи сами по себе неплохи; бюджетник из региона будет рад сэкономить 6500 руб. Правда, эти нормы сработают в пользу туркомпаний, а граждане уже привыкли организовывать отдых самостоятельно. Главными финансовыми проблемами для внутренних туристов скорее являются билеты на транспорт – страна огромная, перелеты дорогие. Сейчас субсидируются перелеты в Крым и Сочи.

Но параллельно взлетели цены на некурортные направления, отмечала недавно Aviasales.

Есть идеи стимулирования предложения – прежде всего льготы для турбизнеса на Дальнем Востоке. Но депутаты предлагают и стандартизацию услуг, и регулирование ценообразования на территории 12 основных туристических центров страны. Политика субсидий и льгот ограничена снизившимися экономическими возможностями государства.

Есть и экстравагантные предложения вроде создания линейки духов с запахами разных регионов России.

Нет или недостаточно программ развития инфраструктуры. Если совсем грубо, для туризма нужны сеть хороших дорог и сеть авиаперевозок. А также нормальные правила игры для бизнеса, который в этой сети выстроит отели и курорты. И цены, и качество услуг отрегулирует конкуренция.

Планы субсидирования, регулирования цен, награждения путевками передовиков культурно восходят к советской системе и опасны в том числе монополизацией и зарегулированностью отрасли. Да, многие депутаты и министры в молодости ездили дикарями на Южный берег Крыма, воспоминания греют сердце. Но это был совсем другой туризм.

Нынешние туристы требуют высокого уровня сервиса, они уже привыкли потреблять хорошее. Для развития внутреннего туризма нужны еще и хорошо упакованный продукт, и хорошо образованный потребитель. С чем сейчас в России также есть проблемы.