Военные расходы и рациональность

Проверить целесообразность сокращений оборонного бюджета сложно из-за секретности

Экономический кризис не позволяет Кремлю планировать бюджет по принципу «пушки вместо масла»: экономить придется и на военных расходах. Будущее сокращение средств, выделенных на оборону, покажет приоритеты развития армии и ВПК. Оптимизация оборонных программ, обсуждавшаяся с конца 2014 г., обретает реальные очертания. В среду премьер Дмитрий Медведев, который в 2011 г. уволил Алексея Кудрина за попытку оспорить осмысленность военных расходов, подтвердил, что снижение расходов неизбежно. Медведев предложил проанализировать, какие программы можно сократить «без ущерба выполнения задач».

Нынешние сокращения могут стимулировать отказ от дорогостоящих проектов, в которых престиж превалирует над реальными запросами армии и флота на современную технику и вооружение, повысить прозрачность оборонных программ и финансирования ВПК. Масштаб сокращений пока неизвестен, но он, вероятно, будет меньше средних цифр секвестра в 10%.

Возможность корректировки есть. Василий Зацепин из Института Гайдара отмечает, что оптимизация дает возможность отказаться от мегапроектов вроде строительства авианосцев и сократить второстепенные заказы, в частности на подводные лодки для Черноморского флота. Устранить излишние расходы можно, упорядочив армейские поставки, приведя их в соответствие с госпрограммой вооружений до 2020 г., на которую планировалось выделить 20 трлн руб. Сейчас, по мнению зампреда Счетной палаты Веры Чистовой, курирующей расходы на оборону и безопасность (ранее она курировала военные ассигнования в Минфине и Минобороны), гособоронзаказ по номенклатуре поставок и их стоимости для казны отличается от госпрограммы вооружений. «Чем дальше, тем это расхождение больше», – посетовала Чистова на заседании Госдумы 1 июля. Получается, армии и флоту нередко поставляют не то, что запланировано, а то, что могут произвести.

Намеченная на осень публикация цифр военного бюджета лишь частично прояснит, сказалось ли сокращение бюджета на приоритетах развития армии и оборонных заказах. Доля секретных статей в оборонных расходах с начала 2000-х гг. растет и превысила 50%. Выяснить в тумане гостайны, насколько рационально расходуются средства военного бюджета, затруднительно.