Пропасть поодиночке

Совместные действия Турции, Саудовской Аравии и Ирана означали бы конец ИГ, но интересы игроков слишком различны

Главная интрига – как далеко простирается готовность Ирана, традиционного союзника Асада и противника Саудовской Аравии, «обсуждать региональные вопросы». Согласие сотрудничать в борьбе с общим врагом могло бы означать, что усиление Ирана после снятия санкций не приведет к новому росту напряженности на Ближнем Востоке.

Вступление Турции в военную операцию против «Исламского государства» (деятельность организации запрещена на территории России) и предоставленная американским военным возможность использовать базу Инджирлик для авиаударов по позициям террористов могли бы стать шагом к созданию масштабной коалиции, но на этом пути слишком много препятствий.

В пятницу после новостей о турецком ударе по боевикам госсекретарь США Джон Керри заявил, что США планируют привлечь к разрешению проблемы терроризма Саудовскую Аравию, Турцию и, возможно, Иран. По его словам, руководство Ирана дало понять, что благодаря достигнутому на переговорах по ядерной программе компромиссу «они готовы обсуждать региональные вопросы». Встреча Керри с представителями Саудовской Аравии, ОАЭ, Бахрейна, Кувейта, Омана и Катара пройдет в ближайшее время.

Создание подобной мощной коалиции означало бы конец ИГ, говорит главный научный сотрудник ИМЭМО РАН Георгий Мирский, но интересы предполагаемых участников настолько различны, а религиозная непримиримость настолько велика, что сотрудничество невозможно.

Турция все острее чувствует близость ИГ, но турецко-сирийский конфликт старше противостояния с террористами, кроме того, вступление в коалицию означало бы участие в боевых действиях на одной стороне с сирийскими курдами, а турецкий авиаудар был нанесен и по курдским позициям в Сирии.

Саудовская Аравия совместно с США наносит авиаудары по ИГ, но при этом ведет опосредованную войну с Ираном на территории Йемена, так что какой бы то ни было союз Эр-Рияда с Тегераном крайне проблематичен.

Попытка привлечь Иран к совместным действиям – хорошая возможность для России вернуть себе статус международного переговорщика. Керри планирует обсудить эту тему с Сергеем Лавровым в Катаре в начале августа. В 2013 г. Россия уже выступила посредником между Сирией и США, договорившись о передаче сирийского химического оружия под международный контроль.