Хрупкое затишье на востоке Украины

России трудно управлять сразу двумя конфликтами, в Донбассе и Сирии

Спад напряженности на юго-востоке Украины может свидетельствовать о том, что стороны, включая Россию, готовы к следующему этапу развития конфликта. Бывший президент Украины Леонид Кучма предположил вчера, что конфликт переходит в стадию замороженного. «Это в интересах в первую очередь нашего соседа, – заявил он. – Гарантией в этом плане была бы миротворческая миссия ООН. И граница украинско-российская должна быть границей. Потому что если не контролируем 600 км границы, то что это такое? Последствия понятны».

Смена одного из «непримиримых» лидеров ДНР Пургина на якобы более договороспособного Пушилина, а также наступившее затишье в зоне боевых действий могут служить некоторым подтверждением этой версии. Эти шаги были предприняты в момент, когда обе территории конфликта, по мнению многих, начинали склоняться в сторону присоединения к России. Кремль явно не желает этого, а стремится, судя по всему, к установлению хрупкого и управляемого мира в регионе. Ясно, что управляемость возможна только при наличии открытой границы, так что восстановление украинского контроля над ней вряд ли сейчас станет реальной переговорной позицией.

Если этот взгляд верен (в чем нельзя быть уверенными в такой подвижной ситуации), то это значит, что Кремль считает свои ключевые цели в регионе достигнутыми. Эти цели, вероятно, можно сформулировать так: территории ДНР и ЛНР, оставаясь в составе Украины, должны работать как постоянно действующие «тормоза» на пути любых нежелательных для Кремля движений Киева. Сложность в том, что вряд ли кто-то возьмется сейчас ответственно сказать, что эти нежелательные движения исчерпываются вступлением Украины в НАТО и Евросоюз. Сохранение прозрачности российско-украинской границы выгодно только Москве, а значит, Москва продолжает, по сути, диктовать правила игры на этой территории и принципиальных изменений в характере конфликта не произошло.

Одновременно с затишьем в Донбассе Россия активизировала свое участие в конфликте внутри и вокруг Сирии. Как именно связаны два эти обстоятельства, судить трудно. Может быть, Москва не готова управлять двумя сложными конфликтами одновременно, а ситуация в Сирии стала настолько критической, что Кремль решил, что не может больше смотреть и ждать. Перенос концентрации глобального внимания с Украины на Сирию Кремль, вероятно, считает выгодным для себя. Возможно, это сделано с учетом предстоящего выступления Путина на Генассамблее ООН.