Статья опубликована в № 3926 от 28.09.2015 под заголовком: Человек недели: Маттиас Мюллер

Почему Volkswagen Group возглавил Маттиас Мюллер

Старожил VW должен провести компанию через самый тяжелый в ее истории кризис
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Маттиас Мюллер однажды пошутил, что он слишком стар, чтобы возглавить Volkswagen. Но карты разложились так, что именно босс Porsche, 62-летний ветеран Volkswagen Group Мюллер стал новым гендиректором группы. Хотя еще на прошлой неделе казалось, что контракт с Мартином Винтеркорном, возглавлявшим VW Group c 2007 г., будет без проблем продлен: ведь под его началом VW превратилась в крупнейшего автопроизводителя на планете, показав в 2014 г. рекордную прибыль – 12,4 млрд евро. Но вместо этого на очередном заседании наблюдательного совета VW Group, состоявшемся 25 сентября, Винтеркорн был отправлен в отставку, а на его место назначен Мюллер.

Причина – фантасмагорический провал топ-менеджмента VW Group: выяснилось, что компания годами фальсифицировала экологические показатели своих дизельных автомобилей; под подозрением оказались миллионы выпущенных VW Group машин, и теперь только в США компании грозит правительственный штраф в $18 млрд. За неделю капитализация группы рухнула более чем на 20 млрд евро, компании предстоят серьезные судебные разбирательства в США и, возможно, в других странах, и в этих условиях наблюдательному совету компании ничего не оставалось, как уволить своего гендиректора и назначить нового.

Лучшим кандидатом совету показался Мюллер – ветеран компании, начавший работать в Audi еще в 70-е гг., а до того, как возглавить Porshe, отвечавший в Volkswagen за разработку новых продуктов. В Porsche Мюллер пришел в 2010 г., сменив харизматичного Винделина Видекинга, ставленника одного из главных акционеров Porsche и Volkswagen – Вольфганга Порше. В корпоративной войне двух главных акционеров Порше проиграл своему кузену, председателю наблюдательного совета VW Group Фердинанду Пьеху – и Видекинг был смещен, а на его место Пьех продвинул Мюллера.

После чего марка Porsche была поглощена VW Group, но под руководством Мюллера доходы Porsche выросли на две трети, и в этом году марка должна достичь продаж в 200 000 автомобилей – на три года раньше первоначально запланированного срока. Этой весной Пьех попытался сместить Винтеркорна с поста гендиректора группы и поставить на его место Мюллера, но эта попытка встретила резкое недовольство других акционеров VW Group, и в результате всех своих должностей в группе лишился Пьех. И вот спустя всего несколько месяцев Мюллер оказался во главе VW Group.

Но вряд ли патриарх VW Group может торжествовать – в результате дизельного скандала капитализация группы упала на треть, и лично Пьех на этом потерял десятки миллионов евро. Перед Мюллером стоит тяжелейшая задача: полностью реформировать управленческую структуру группы, оказавшуюся совершенно недееспособной, раз она допустила возникновение подобного кризиса, а затем кропотливо восстанавливать репутацию VW.

Это будет крайне непросто (только в США, по данным Automotive News, уголовные дела против VW уже завели 25 прокуроров штатов из 50), и не факт, что у Мюллера получится. Тем более что ветеран VW Group будет восприниматься многими как человек, изначально замешанный в скандале. Но если Мюллер не добьется успеха, то у акционеров VW есть как минимум один запасной вариант – нынешний глава марки Volkswagen Герберт Дисс, который пришел в группу из BMW только в июле этого года. Некоторые аналитики полагали, что Дисс должен возглавить VW Group уже сейчас, как топ-менеджер, совершенно точно не замешанный в дизельном скандале, уходящем корнями в 2009 г., и не успевший обрасти личными связями в VW Group. Но Volkswagen все-таки семейная компания, и здесь предпочитают делать ставку на своих, проверенных людей (в новейшей истории группы был лишь один период, когда руководство доверили варягу: Берндт Пишетсридер продержался во главе Volkswagen лишь два года, а сменил его в 2007 г. как раз Винтеркорн).

Работа Мюллеру предстоит очень тяжелая, и пожелаем ему успеха: болезнь такого крупного зверя, как VW Group, способна заразить весь европейский автопром, и не только.

Читать ещё
Preloader more