Теория и практика миграции

Противоречия между теоретиками и практиками в вопросе миграционной политики углубляются

Отношение к миграции все резче разделяет теоретиков и практиков. Рассуждения об экономической выгоде облегчения миграции из бедных стран в богатые уравновешиваются суровой реальностью.

В пользу снижения барьеров экономисты приводят множество убедительных доводов, главный из которых: рынок труда балансирует сам себя. Страхи обывателей, что мигранты отнимают у них рабочие места, не подтверждаются на практике – труд мигрантов используется там, где местные жители работать отказываются. А если конкуренция и существует (как, например, в строительных профессиях в Британии), это проблема местной системы профобразования, а не миграционной политики. Что касается России – потребность в труде мигрантов будет только расти на фоне сложной демографической обстановки. Облегчение иммиграции в развитые страны – лучший способ победить бедность в мировом масштабе, уверены многие экономисты. По данным исследования Майкла Клеменса, если отмена торговых барьеров между странами приведет к увеличению мирового ВВП на 1–3%, снятие ограничений на движение капитала – на 0,1–1,7%, то отмена ограничений на миграцию приведет к увеличению ВВП вдвое. По другим подсчетам, экономический эффект от увеличения развитыми странами своей рабочей силы всего на 1% превышает объем всей экономической помощи развивающимся странам.

Однако сейчас можно наблюдать прямо противоположные процессы. Миграционная политика ЕС переживает шок под влиянием наплыва беженцев. Участники прошедшего 23 сентября в Брюсселе саммита по вопросу беженцев решили укреплять внешние границы ЕС. Словакия, не согласная с решением саммита относительно квот, пообещала обжаловать его в суде ЕС. Британия, не участвующая в европейской программе расселения беженцев, обсуждает собственный план их приема. Благополучные страны активно строят стены на границах с менее благополучными соседями. Но стены создают только новые проблемы: в сентябре за неделю после возведения ограждений на венгерской границе в Хорватию прибыло 44 000 беженцев.

Все важнейшие моральные революции в истории оборачивались в итоге выгодой для всего человечества, пишет экономист Алекс Табаррок, вспоминая победу над рабством, обеспечение религиозных свобод и прав меньшинств. Это правда, но каждой такой победе предшествовал серьезнейший кризис.