Господдержка кино дает эффект

Без квот на Голливуд и без борьбы с пиратством

В год кино российских зрителей ждут масштабные отечественные премьеры, что позволит выполнить политическую задачу повышения доли российского кино в прокате. В то же время экономический кризис накладывает на отрасль серьезные ограничения. Опыт господдержки последних трех лет говорит о том, что работают проактивные меры – выстраивание механизмов софинансирования, попытки качественного отбора проектов. Тогда как идеи квотирования продукции Голливуда или борьбы с пиратством ничего не дают.

Заседание Совета по кинематографии при правительстве в среду закончилось анекдотом: Дмитрий Медведев во время обсуждения темы борьбы с пиратством спокойно зашел на заблокированный Роскомнадзором ресурс Rutracker (Роскомнадзор позднее объяснял, что услуги интернета в здании ВГИКа предоставляются провайдером, который уже почти закрылся). О борьбе с пиратами говорится на каждом таком заседании, что не мешает развивать отечественное кино. После изменения схемы господдержки в 2013 г. доля русского кино в прокате стабильно держится на уровне 17–18% (17,9% в 2015 г. против 18,01% в 2014 г., если брать долю проданных билетов, и 16,6% против 17%, если брать долю общей кассы). Массовое российское кино явно стало более качественным, а навязывание государственного понимания патриотизма не было сплошным.

Идея законодательного квотирования проката зарубежной продукции, которую министр культуры Владимир Мединский поначалу пытался продвигать, не нашла поддержки у участников рынка. Зато в среду министр докладывал премьеру, что на этот год удалось договориться с 11 из 13 крупнейших киносетей о добровольной квоте в 20% российских сеансов.

Эта доля может стать реальной, потому что в 2016 г. ожидаются масштабные премьеры: «Мафия», «Экипаж», «Дуэлянт», «Ледокол», «Матильда», «Время первых», «Землетрясение», «Викинг», «Защитники».

Что будет дальше, сложно сказать, потому что в кризис нет денег ни у инвестора, ни у кинозрителя. В новогодние праздники, например, кинотеатры собрали на 30% зрителей меньше, чем год назад. Падение посещаемости кинотеатров отмечается со второго полугодия 2015 г.

Мединский вчера обрисовал три направления поддержки отечественного кино: квотирование проката – от него отказались; дополнительное бюджетное финансирование (сверх выделяемых 6 млрд руб. в год) – взять неоткуда; различные косвенные сборы (как во Франции, где фонд кино поддерживается за счет отчислений телеканалов и кинотеатров). В прошлом году ввести НДС на билеты на иностранное кино предложил Медведев. Но киносети, балансирующие на грани рентабельности, дали понять, что дополнительные сборы помешают им открывать новые кинотеатры, что «угробит российский кинопрокат». Вероятно, вокруг любого варианта косвенных сборов будет лоббистская борьба; будем надеяться на то, что новые идеи не будут излишне радикальными и по-прежнему будут согласовываться с рынком.