Системная защита прав

В силовой системе власти назначение омбудсменом генерала логично

Новым уполномоченным по правам человека стала генерал-майор МВД, ветеран боевых действий, награжденная именным пистолетом депутат Госдумы от «Справедливой России» Татьяна Москалькова. В системе власти, которая становится все более силовой, назначение омбудсменом генерала логично.

В развитых демократиях омбудсмен – это защитник прав человека, обеспечивающий дополнительный контроль за властью. Место российского омбудсмена стало вакантным после того, как прежний уполномоченный Элла Памфилова возглавила Центризбирком, сменив Владимира Чурова. Назначение в ЦИК человека с репутацией, которой Памфилова была обязана в том числе и работе на посту омбудсмена, должно было повысить доверие общества к избирательной системе накануне старта большой федеральной кампании. Выбор Москальковой, наоборот, низводит омбудсмена до полицейского, защищающего не человека от государства, а государство от человека.

Будучи депутатом, Москалькова голосовала за законы, которые прямо противоречат смыслу правозащиты: об иностранных агентах, о запрете иностранного усыновления, об оскорблении чувств верующих – эти инициативы ущемляют права и свободы, а не защищают их, отмечает Олег Орлов из «Мемориала». Отечественная правоохранительная система изначально репрессивна, образ мышления карьерного силовика (а Москалькова проработала в МВД 27 лет) прямо противоположен правозащитному сознанию, полагает профессор права ВШЭ Елена Лукьянова. В этом смысле Москалькова – полный антипод первого омбудсмена, одного из самых известных диссидентов и автора закона о реабилитации жертв политических репрессий – Сергея Ковалева.

Даже и либеральные предшественники Москальковой не смогли ничего противопоставить формированию политического режима, целенаправленно и системно уничтожающего права и свободы человека, считает член СПЧ Павел Чиков, а уж генерал МВД на этом посту означает, что кончились и заигрывания с либералами. Мнение либералов не имеет в этом случае значения для Кремля, уверен политолог Алексей Макаркин: Памфилова должна не допустить новых протестов, а митинговать против генерала МВД на посту главного правозащитника никто не выйдет, зато с ней будет удобно силовикам.

Речь, произнесенная Москальковой после присяги, отсылает к советским представлениям о том, что надо защищать: «не просто одного человека, но и систему ценностей в России». Вероятно, новый омбудсмен сконцентрируется на трудовых и социальных правах условного «путинского большинства» – именно оно считается носителем «традиционных ценностей» и в этом качестве достойно защиты от кризисных проблем.

К тому же главная угроза правам человека не внутри системы, а за пределами страны: «Сегодня правозащитная тема стала активно использоваться западными и американскими структурами в качестве оружия шантажа, спекуляций, угроз, попыток дестабилизировать и оказать давление на Россию». Иностранные агенты, стройся!