Дональд Трамп и институты

Конструкция власти в США переварит самого экстравагантного кандидата в президенты

За два месяца до официального выдвижения республиканской партией своего кандидата в американские президенты единственным претендентом на номинацию стал миллиардер Дональд Трамп. Трамп, не имеющий никакого опыта участия в выборах, обошел 16 соперников, в том числе сына одного президента-республиканца и брата другого президента-республиканца, и почти всем успел наговорить гадостей, рассорив и без того разобщенных партийцев. Теоретически партия может отказаться официально выдвигать Трампа кандидатом в президенты, но это станет еще большим скандалом, чем номинация такого популиста.

Биография Трампа вся гротеск: он новичок в политике, но ветеран реалити-шоу канала NBC, владелец сети казино и модельного агентства, дважды разведенный и трижды женатый человек, торговая марка стейков, бутилированной воды, водки и шоколадных конфет, ставший прообразом антигероя-миллиардера Бифа Таннена из «Назад в будущее – 2» и кукольного персонажа «Улицы Сезам». Столь же экзотичны и радикальны многие идеи Трампа: запретить въезд в США мусульманам, построить стену на границе с Мексикой и заставить Мексику же за нее заплатить, отказаться от труда мигрантов, потребовать уплаты ренты с Саудовской Аравии, вернуть пытки в арсенал спецслужб. Все под лозунгом «Сделать Америку снова великой».

Экстравагантность, переходящая в грубость и далеко выходящая за рамки американской политкорректности, как опасаются партийцы, может отпугнуть от республиканского кандидата менее радикальную часть их электората. Опасения подтверждаются данными опросов. Лидирует в них потенциальный кандидат от демократической партии Хиллари Клинтон.

Ее отрыв в разных исследованиях составляет 3–15%, однако часть тех, кто заявляет о намерении проголосовать за демократа, объясняют свой выбор неприятием Трампа – в майском опросе для CNN/ORC доля таких избирателей среди сторонников Клинтон достигла 51%, пишет NYT.

Высокий антирейтинг Трампа сыграл ему на руку во время кампании, привлекая дополнительное внимание как к самому неоднозначному кандидату, возмутителю спокойствия, отмечает политтехнолог Евгений Минченко. Но предвыборный популизм и радикализм не означает, что в случае избрания Трамп будет таким же эксцентричным президентом: кампания – это шоу-бизнес. Выверенная двумя столетиями система сдержек и противовесов в конструкции власти в США, многоуровневая схема выработки, согласования и принятия решений по внешней и внутренней политике, развитые общественные институты не оставляют президенту, каким бы эксцентриком он ни был, пространства для радикальных экспериментов.

Никакой президент США не заставит сотрудника ЦРУ вновь прибегнуть к жесткой практике «усиленных техник ведения допросов», в том числе с использованием «пыток водой», заявил недавно директор ЦРУ Джон Бреннан в интервью телеканалу NBC.