Кризис православной идентичности

Всеправославный собор пока не удается собрать

Всеправославный собор на Крите 18–26 июня, подготовка к которому заняла более 50 лет, фактически отменен. В понедельник РПЦ предложила отложить собор до урегулирования возникших разногласий, присоединившись к Болгарской, Сербской, Антиохийской и Грузинской церквям, ранее отказавшимся ехать на Крит.

Последний раз все православные церкви собирались в VIII веке, а подготовка к нынешнему собору ведется с 1961 г. Стремясь сделать это историческое событие возможным, его организаторы постарались застраховаться от любых возможных противоречий. Из обсуждения исключены вопросы вероучения, к принятию запланированы положения, разделяемые всеми, – о посте, браке, миссии Церкви в современном мире. Даже вопрос унификации календарей был исключен из программы как способный спровоцировать споры.

Но негативная повестка, стремление избегать спорных тем оказалась недостаточной без позитивной – готовности жертвовать сиюминутными частными интересами ради возможности продемонстрировать миру единство. Политика заявила о себе уже на этапе выбора места проведения собора – в декабре из-за обострения отношений Москвы и Турции после сбитого Су-24 российская сторона настояла на его переносе из Стамбула (где проводились все прежние вселенские соборы) на Крит. Когда отдельные церкви перед самым началом собора решили поторговаться с Константинополем по ряду частных вопросов, от порядка рассадки епископов до отношения к смешанным бракам, – это было закономерным продолжением взятого курса.

Активизация подготовки к собору в последние годы была во многом обязана конкуренции между Москвой и Константинополем за роль наиболее влиятельной православной церкви. Февральская встреча патриарха Кирилла с папой Франциском была частью этой символической борьбы, но даже несмотря на свой формальный характер она обострила отношения между либералами и консерваторами внутри РПЦ. На этом фоне участие в соборе и выработка совместной (не слишком жесткой) позиции по отношению к инославным может спровоцировать дальнейшие расколы и в РПЦ, и в других православных церквях.

Но откладывание собора из-за невозможности возвыситься над узкополитическими интересами будет означать для РПЦ и других церквей усиление националистических и традиционалистских тенденций, разных форм соединения веры и политики и в конечном счете дальнейшую маргинализацию православия. Чем дольше он будет откладываться, тем труднее его будет провести и тем сильнее риск того, что собравшийся в конце концов собор окажется простой формальностью.

Уникальной особенностью православия традиционно считается соборность – единство в многообразии, в отличие от унифицированности и единоначалия, характерных для католичества. В последние несколько сотен лет соборность декларировалась на уровне вероучения, а ее реализации на практике препятствовали исторические и политические причины – начиная с падения Византии в XV веке и заканчивая преследованием церкви в СССР в XX веке. Невозможность собраться, когда внешние факторы этому более не препятствуют, может расцениваться как кризис идентичности мирового православия.