Хороший, плохой, злой
Как сочетаются в массовом сознании польза частного предпринимательства и гримасы капитализмаЧастный бизнес – вещь полезная. Спустя почти 30 лет после легализации частного предпринимательства это убеждение укоренилось в сознании россиян всех возрастов и социальных слоев, следует из результатов опроса, проведенного фондом «Общественное мнение» в июне (1500 человек из 53 регионов).
Больше всего сторонников такой точки зрения среди молодежи (47%), респондентов с высшим образованием (55%) и высоким достатком (61%), но и среди менее обеспеченных и более возрастных россиян набирается не меньше 30%, и это самый популярный вариант ответа. Польза – это новые рабочие места и расширение ассортимента товаров и услуг, так считает каждый 10-й, а каждый 20-й полагает, что предпринимательство способствует развитию промышленности и подъему экономики. Вред менее отчетлив: бизнес – это обман, уход от налогов, рост цен и правовая незащищенность наемных работников, такие варианты называют не больше 2% опрошенных.
Быть предпринимателем непросто. 38% опрошенных убеждены, что условия для бизнеса сейчас неблагоприятные, 31% – что благоприятные. Пять лет назад соотношение было хуже: 47% против 22%. Оценка изменений сегодня более размыта: 22% думают, что условия ведения бизнеса меняются к лучшему, 25% – к худшему, 26% – что ничего не меняется; в 2011 г. было соответственно 17, 19 и 34%.
Больше всего мешают развитию бизнеса высокие налоги – так считает 23% опрошенных (21% в 2011 г.). Далее идут коррупция, бюрократия, отсутствие стартового капитала и плохие законы. В сумме причины, так или иначе связанные с вмешательством государства, составляют треть всех названных препятствий на пути развития бизнеса.
При этом эффективного механизма политического отстаивания своих интересов у российского предпринимателя нет. Разнообразные проекты партий бизнесменов формируются, как правило, сверху, с санкции или даже по инициативе Кремля, и уже в силу этой родовой травмы не могут быть действительно независимыми.
Общество же не готово вступаться за предпринимателей, пусть даже и полезных. Почти треть опрошенных (29%) сегодня отрицательно относится к смягчению наказания для предпринимателей, положительно – 23%. Вор должен сидеть в тюрьме, а безнаказанность приведет к росту преступности. В 2010 г. 36% были согласны с тем, что за экономические преступления надо сажать, но 43% были готовы к тому, что бизнесменов надо наказывать иначе.
Можно предположить, что сознание россиян по-прежнему раздвоено. Абсолютное большинство никогда не занималось бизнесом и формирует свои представления из внешних источников. Предприниматели своего города вроде бы нормальные люди; да и по телевизору часто говорят о поддержке бизнеса. Но одновременно по телевизору ругают бизнес за высокие цены и личное богатство, время от времени заводят громкие уголовные дела и не забывают вспоминать о нечестной приватизации 1990-х.