Правила употребления

Почему американским атлетам можно принимать лекарства, а нашим нельзя

В мировом спорте новый допинговый скандал. Хакеры взломали базу данных Всемирного антидопингового агентства (WADA) и опубликовали документы о том, что известные американские спортсменки – теннисистки Серена и Винус Уильямс, гимнастка Симона Байлз и баскетболистка Елена Делле Донн – употребляли запрещенные препараты.

WADA признала факт кибератаки, USADA заявила, что спортсменки действовали по правилам, МОК заявил, что на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро эти спортсменки ничего не нарушали. Российская пресса в массе своей говорит о «двойных стандартах WADA», якобы доказывающих, что «допинг употребляют все, а ловят только россиян». В таких публикациях смешиваются две разные истории: легальное использование спортсменами лекарств по медицинским показаниям согласно Международному стандарту по терапевтическому использованию и попытки скрыть их применение различными способами.

Разрешение на использование запрещенных препаратов предполагает сложную и длительную процедуру, дается на конкретный срок. Заявитель, как указано на сайте Российского антидопингового агентства (РУСАДА), должен представить подробную выписку из истории болезни, а также результаты исследований и анализов, подтверждающие необходимость использования запрещенных лекарств. В зависимости от соответствия результатов национальные антидопинговые агентства разрешают или отклоняют ходатайства о терапевтическом использовании этих средств.

По данным РУСАДА, в 2011 г. российские спортсмены получили девять разрешений на терапевтическое использование запрещенных препаратов, отказали им в 28 случаях, причем в 20 – из-за неправильного оформления документов.

В 2014 г. российские спортсмены получили 17 разрешений и столько же отказов, в 2015 г. – 25 разрешений и 11 отказов. Кто именно и по каким причинам подавал заявки, является медицинской тайной (как, собственно, и информация из базы данных WADA).

Фактическая сторона дела состоит в том, что американки не нарушали правил. Нарушали ли россияне? По данным докладов комиссии WADA, да и серьезно. В выпущенном в этом году отчете на официальном сайте РУСАДА сказано, что доля положительных проб у наших паралимпийцев в 2015 г. по сравнению с 2014 г. выросла в 6 раз и достигла 16,6%. Речь идет о качестве российской спортивной науки и управления спортом: квалификация наших менеджеров и врачей оказалась настолько низкой, что они не использовали легальные механизмы, чтобы добиться разрешения на употребление лекарств, и предпочитали нелегальные.

Другая, глобальная проблема состоит в оценке самих правил. Множество спортсменов официально болеют различными заболеваниями и принимают в терапевтических целях запрещенные препараты. Можно говорить о некоем динамическом равновесии: в конкретный момент антидопинговые правила позволяют то-то и то-то, но все время меняются и важно, участвуешь ли ты (как спортсмен или менеджер) в регулировании, следишь ли за сменой правил.

Как это соотносится с моралью? Плохо. И это проблема, которая будет преследовать мировой спорт и управляющие им ассоциации, время от времени взрываясь скандалами. Как минимум WADA, МОК и другие должны пересмотреть вопросы прозрачности и публичности своей работы, считает спортивный журналист Станислав Гридасов.