Несекретные материалы

Дональд Трамп в поисках границы между государственными и политическими интересами

Доклад американских спецслужб с оценкой влияния России на президентские выборы в США 2016 г. интересен с процедурной точки зрения. Избранному президенту Дональду Трампу нужно реагировать на официальный доклад разведок своей страны, и здесь может лежать граница между политическим и государственным: то, что работало против твоего соперника на недавних выборах, оказывается неприемлемым, поскольку работало против институтов твоей страны. Доклад, жесткий в выводах, оказался слабым в доказательствах; как предполагают комментаторы, они могут содержаться в секретной части. В открытой части сказано, что Владимир Путин лично распорядился начать кампанию воздействия на результаты американских выборов; ее задачей было подорвать доверие общества к демократическому процессу, дискредитировать Хиллари Клинтон и ослабить ее выборные позиции (в этом «твердо уверены» ЦРУ и ФБР и «умеренно уверено» АНБ.) В докладе сказано, что российская разведка получила доступ к данным почты национального комитета демократической партии и высокопоставленных демократов, что Россия публиковала полученную информацию через посредников (сайты WikiLeaks, DCLeaks.com и хакера Guccifer 2.0) и использовала ее для информационного воздействия на американских избирателей посредством государственных пропагандистских медиаинструментов (в частности, канала RT и агентства Sputnik).

Трамп познакомился с полной версией доклада и признал участие России: «<...> Россия, Китай, другие страны, внешние группировки и частные лица постоянно пытаются нарушить безопасность инфраструктуры наших правительственных институтов, бизнеса и общественных организаций <...>».

Вполне логично, что, признавая саму информационную кампанию, Трамп отрицает какое-либо ее влияние на результаты выборов (иначе он бы ставил под вопрос собственную легитимность). Тем не менее он обещал сразу после инаугурации назначить особую группу, которая займется противодействием хакерским атакам. На следующий день после презентации доклада Трамп назвал имя кандидата в директора национальной разведки. Это Дэн Коутс, член сенатского комитета по разведке, находящийся в списке американских чиновников, которым запрещен въезд в Россию за жесткую позицию по Крыму (в марте 2014 г. он предлагал ФИФА лишить Россию ЧМ-2018).

Надежды Москвы на потепление отношений при новом президенте, базирующиеся на предвыборной риторике, очевидно завышены, разочарование, вероятно, наступит уже в первые месяцы после вступления Трампа в должность, отмечает член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко, кадровая политика куда отчетливее реплик в твиттере.

Да, в Вашингтоне есть силы, которые хотели бы ограничить дружеское расположение Трампа к России, но политические последствия доклада не стоит переоценивать: атмосфера отношений изменится, но не будет ни их потепления, ни охлаждения, считает Майкл Кофман из Института Кеннана. Не стоит ожидать и значительных изменений в сфере противодействия киберугрозам в США: Россия уже сейчас воспринимается как серьезнейший источник киберугроз, но госструктуры немногое могут им противопоставить в случаях, описанных в докладе, ведь целью кибератак были преимущественно негосударственные ресурсы.

Расширенная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)