Как продовольственная карта ляжет

Минпромторг начал ежегодную пиар-компанию программы помощи неимущим

Тема целевой помощи малоимущему населению вполне логична в ситуации растущего неравенства и тем более во время экономического кризиса. У России с целевой помощью всегда было плохо, вот и громкий проект Минпромторга, предполагающий введение продовольственных карт для бедных, никак не удается пролоббировать до стадии выделения денег из бюджета. Министр Денис Мантуров заявил на днях, что надеется запустить проект уже в этом году – но так же министерство надеялось и год назад, и два.

Предполагается, что неимущие граждане получат специальные банковские карты «Мир», на которые будет зачисляться некая сумма денег, ее можно будет потратить только на определенные продукты отечественного производства, причем скорее всего только в крупных торговых сетях (понадобится инфраструктура контроля покупок). Размер ежемесячного пособия не известен, он будет зависеть от регионального прожиточного минимума. Общие суммы финансирования называются разные – то 240 млрд, то 140 млрд руб.

Идея поддержать десятки миллионов малоимущих заслуживает одобрения, она способна укрепить здоровье детей, живущих в малообеспеченных семьях, говорит Лилия Овчарова из НИУ ВШЭ. Программа призвана также стимулировать развитие сельского хозяйства и пищевой промышленности, создать дополнительный спрос на продукты. Американские food stamps, которыми пользуется около 40 млн жителей, первоначально задумывались как программа расширения спроса на продукцию фермеров.

Нет сомнений в том, что Минпромторг хочет помочь отечественному производителю и продавцу. Но не очень понятно, как он будет помогать неимущим и где здесь Министерство труда и соцзащиты.

Способность государства выяснить число нуждающихся и контролировать целевое выделение продовольственной помощи под вопросом – до сих пор толком не работают программы адресной помощи. По данным Росстата, в III квартале 2016 г. доходы ниже прожиточного минимума имело 18,8 млн человек (12,8% населения), но, по расчетам экономистов, бедных в России существенно больше. Есть вероятность, что в ряде регионов продуктовые карты получат не бедные, а те, кто имеет неформальные связи с местными властями, вероятны попытки чиновников нажиться на бедных, отмечает регионовед Наталья Зубаревич.

Еще один важный элемент – персонализация карт, иначе маргиналы будут продавать их и использовать вырученные деньги на водку. Наконец, нужно предусмотреть меры контроля, которые предотвратят попытки завышать цены на продукты для бедных. Карты не решат проблемы бедности сельского населения, которое живет натуральным хозяйством, но часто не может купить необходимые промышленные товары, считает Овчарова.

К проекту много вопросов, но очевидно, что его запуск зависит скорее от политической целесообразности. Пока что Минпромторг занимается пиаром – как знать, может быть, ему и удастся в какой-то момент успешно претендовать на лишние доходы бюджета (если таковые будут).