Реновация реновации

Как трансформируется программа сноса пятиэтажек под грузом поправок

Программа реновации трансформируется на глазах, но конечный результат от такой деконструкции не становится более понятным. После обнародования двух пакетов поправок ко второму чтению (первый подготовлен группой депутатов всех фракций, второй – правительством, т. е. оба будут, по всей вероятности, приняты) стало ясно, что в том виде, в котором ее объявляли московские власти, программа не состоится. Она теряет масштаб: вместо первоначальных 7934 домов под снос осталось 4566, вернее, уже 4548 – в 18 домах треть жителей высказались против реновации (впрочем, соответствующие правила учета мнения жителей – в тех же поправках). Она теряет полномочия: московские власти не получат права устанавливать местными законами «особенности» и исключения из положений федеральных кодексов.

Программа теряет скорость: необходимость соблюдать сроки и процедуры согласований делает невозможным стремительный старт переселения, а значит, количество осчастливленных москвичей к президентским выборам 2018 г. едва ли будет значимым в масштабе столицы.

Программа теряет и кровожадность: поправки ликвидируют возможность выселения несогласных в никуда и фиксируют обязанность предоставлять на выбор разнозначную (по числу комнат) или равноценную (по рыночной стоимости) компенсацию собственникам. Итого из спецоперации программа реновации трансформируется в потенциально все еще конфликтную, но все же не взрывоопасную программу перестройки периферии города – особенно если поправки будут приняты еще до окончания периода голосования. Вполне вероятно, что часть скептически настроенных горожан изменят свое отношение и проголосуют за снос.

Дело к тому и идет: Госдума сдвинула срок рассмотрения поправок с июля обратно на первую декаду июня.

С лоббистской точки зрения ускорение закона – успех Собянина, но у жителей оно создает ощущение избыточной суеты, а ожидающим подвоха от власти подтверждает картину мира, рассуждает политолог Михаил Виноградов. Теперь мэру важно купировать ощущение, что программа стартовала неудачно (москвичи политизировались, вырос уровень тревожности), поэтому городские СМИ переключают внимание на тех, кто добивается включения своего дома в программу сноса.

Масштаб изменений объясняется перерастанием реновации из сугубо городской темы в федеральную (чего не произошло бы при одновременном внесении федерального и городского законов), а закона – из чисто московского в модельный для всех регионов страны, считает политолог Александр Пожалов. Разогрев политического поля в столице снимает гипотетический вопрос о совмещении выборов президента и мэра в 2018 г., но за счет выхода на федеральный уровень тема реновации может стать выигрышной не только для оппозиции, но и для власти. На фоне грядущей пенсионной реформы, изменений в системе соцподдержки переезд из бараков всегда выигрышное предложение кандидата от власти.