Принудительное будущее

Государство ищет способ заставить россиян добровольно копить на пенсию

Настойчивость, с которой правительство пытается сконструировать систему пенсионных накоплений, только подтверждает мрачное будущее системы пенсионного обеспечения. Государство всячески агитирует граждан копить на старость самостоятельно, но одновременно пытается сделать добровольные накопления немного обязательными: только так можно обеспечить массовость накоплений, а только массовые накопления могут решить проблему бедности пенсионеров.

В целевой вариант макропрогноза до 2035 г. Минэкономразвития заложило практически нулевой реальный рост пенсий через 20 лет, их отношение к зарплате сократится с нынешних 35 до 22%. Едва ли не единственная альтернатива государственной пенсии – пенсионные накопления, но старая схема, при которой такие отчисления были обязательными, была фактически ликвидирована замораживанием взносов с 2014 г.

Новая схема формирования накоплений через индивидуальный пенсионный капитал (ИПК) называется добровольной, хотя и предполагает автоматическое вхождение в нее всех работающих при приеме на работу. Такой механизм был раскритикован еще на уровне обсуждения концепции: в предложенном авторами виде добровольная система оказывалась принудительной, а механизм вхождения в программу по умолчанию – противоречащим Гражданскому кодексу.

Но и доработанная концепция, которую Минфин в конце июня планирует внести в правительство, принципиально проблему не решает. Судя по объяснениям представителя министерства, в новой редакции подписка на ИПК все равно будет автоматической – пункт о вступлении работника в ИПК будет обязательно включаться в новый трудовой договор и в действующий при его обновлении (правда, работник сможет потребовать его оттуда исключить). Эксперты разошлись в оценках законности такого варианта.

Настойчивость Минфина по поиску законной формулы принуждения граждан к добровольному накоплению можно понять. Исключительно добровольные накопительные системы не бывают массовыми: в Новой Зеландии, например, добровольно копили на пенсию только 10% работников. Охват программы вырос до 64% только после обязательного подключения к системе бюджетников – но российская концепция этого не предполагает. В ситуации, когда заманить в накопительную систему сложно, а обойтись без накоплений нельзя, остается только заставить. Если получится.