Как летать без одежды

Новые правила авиаперевозок как вызов рынку и привычкам пассажиров

Социалистические правила авиаперевозок уходят в прошлое – и отказ от этого наследия тяжело дается пассажирам XXI в. В понедельник Совет Федерации отменил действовавшую со времен СССР норму об обязанности авиаперевозчика бесплатно провезти 10 кг багажа по любому билету. Теперь эта опция будет доступна только пассажирам с возвратными, т. е. изначально более дорогими, билетами, а сэкономившим придется за багаж доплачивать, если только авиакомпании по собственному желанию не продолжат возить его бесплатно. Одновременно Минтранс предлагает изменить и правила провоза ручной клади на борту. Сейчас пассажир может бесплатно провезти подходящие по размерам и весу (обычно 8–10 кг) сумку или рюкзак и плюс к тому еще ноутбук, куртку или зонт (всего 15 предметов), поправки предлагают учитывать одежду и технику в общем весе ручной клади. Если зонт не помещается в ручную кладь, за него придется заплатить как еще за одно место клади.

Новации вызвали бурную реакцию пассажиров. Объем авиаперевозок в России в этом году растет, к концу года прогнозируется 100 млн пассажиров – это станет новым рекордом постсоветского периода. Авиаперевозки стали доступнее: вопрос экономии на билетах теперь актуален для все большего числа путешественников.

Изменения были заявлены как способ дать авиаперевозчикам больше гибкости в тарифной политике и гипотетически снизить цены на билеты за счет экономии на обслуживании багажа в аэропортах (невозвратные билеты, по оценке Михаила Ганелина из «Атона», составляют до 70% общего их числа).

После вступления изменений в силу – ориентировочно осенью 2017 г. – билеты действительно могут подешеветь, но ненадолго, помогут не только новые правила, но и низкий сезон, считает авиаэксперт Константин Парфененок. Но уже летом 2018 г., уверен он, цены на безбагажные билеты будут такими же, как сейчас на билеты с багажом, – в том числе из-за сезонности, потенциального изменения курса валют и др. Схожий эффект был у отмены 5%-ного налога с продаж в 2004 г. Предполагалось, что цены пропорционально снизятся, но этого не произошло.

Новые правила могут изменить привычки россиян – в частности, приучить их брать с собой меньше вещей. Минтранс предлагает гарантировать провоз не менее 5 кг ручной клади (у европейских лоукостеров – 7–10 кг). Но обязательства перевозить ее бесплатно в проекте нет, что оставляет возможность брать деньги фактически за любые взятые в полет вещи. Это уже ущемление прав пассажиров, считает Парфененок. Норма оставляет место для абсурдных злоупотреблений вплоть до платы за провоз теплой зимней одежды, которую дорого брать в салон и невозможно сдать в багаж.

Но новые правила могут стать и новым маркетинговым инструментом, как стало два года назад появление невозвратных билетов, отмечает Ганелин. Авиаперевозки – конкурентный рынок, бесплатный перелет шубы может стать важным фактором при выборе перевозчика, не говоря уже о бесплатном чемодане.