Заглянуть в демографическую яму
Почему в России снова фиксируется естественная убыль населенияНа июльской встрече президента с одаренными детьми в лагере «Сириус» школьник из Калининграда Егор Зайцев спросил президента Владимира Путина, когда Россия выберется из списка стран с естественной убылью населения. Это не так, России нет в этом списке, вас обманывают, это не соответствует действительности, успокаивал Путин Зайцева. Но президент ошибся.
В первой половине 2017 г. на смену кратковременному росту рождаемости и естественному приросту в 2013–2015 гг., которыми так гордились первые лица страны, пришел период демографического спада, который может продлиться до 2021–2024 гг., полагают участники круглого стола по демографии, проведенного на этой неделе «Российской газетой». В 2017 г., по данным Росстата, за первое полугодие по сравнению с тем же периодом 2016 г. число родившихся уменьшилось на 11,6%, с 928 377 до 821 028, а естественная убыль выросла в 3,7 раза – с 32 192 до 119 334. В отличие от 2016 г. убыль не была компенсирована миграционным приростом: за январь – май 2017 г. он составил 80 720 человек, а естественная убыль населения за те же пять месяцев – 111 800 человек. Спад – это тенденция еще прошлого года, когда Росстат зафиксировал пусть и минимальную, но все-таки убыль – минус 2286 человек.
Негативную тенденцию вряд ли удастся переломить в ближайшие годы. Россия входит в очередную демографическую яму молодежи. Фертильный возраст немногочисленных детей «детей войны» пришелся на 1990-е гг. с их резким снижением благосостояния.
Теперь в детородный возраст вступило малочисленное же поколение их детей – внуки «детей войны».
Если ориентироваться на средний вариант демпрогноза Росстата, численность женщин в возрасте 18–35 лет, на которых приходится около 90% рождений, снизится с 18,9 млн в 2016 г. до 16,9 млн в 2018 г. и 15 млн в 2024 г.
Замедлить демографический спад можно, но меры для этого следовало продумать заблаговременно. Но в России в последние годы программы развития привязаны к электоральным циклам и обслуживают преимущественно политические, а не общественные интересы, считает завлабораторией Института социального анализа РАНХиГС Дмитрий Рогозин. Путин предлагал продлить программу маткапитала, его размер не индексируется с 2016 г. В правительстве обсуждают введение дополнительных пособий при рождении первого ребенка женщинами до 25 лет и второго – до 30.
Попытки повысить рождаемость одной только выдачей денег – примитивный подход, отмечает замдиректора Института демографии ВШЭ Сергей Захаров. Материнский капитал ускорил рождение вторых детей, но не сделал многодетность массовой.
Создание рынка доступного жилья или его аренды и организация более комфортной среды для семей с детьми, например продление времени работы детских садов и яслей, компенсация найма нянь выглядят более продуманными мерами, хотя эффект от их реализации будет отложенным. Впрочем, работа на перспективу – это уже существенный шаг вперед по сравнению с ситуативной демографической политикой.