Трамп между «ястребами» и «голубями»

Обозреватель FT Катрина Мэнсон о новом внешнеполитическом кризисе для США – теперь с Северной Кореей

Сначала была идея съесть по гамбургеру и договориться, а теперь «огненная буря, какой мир еще не видел». Президент США Дональд Трамп в попытках решить корейскую проблему перешел от приглашений отужинать с Ким Чен Ыном к угрозе ядерным оружием. Риторика Трампа выдает бессистемные метания из крайности в крайность.

«Грозить одной рукой, а другой приглашать к переговорам – опасная тактика, которая может подорвать дипломатические усилия и сделать конфликт более вероятным», – говорит Дженни Таун, руководитель северокорейской программы в Институте США и Кореи. По ее словам, напряжение вокруг Кореи сейчас самое высокое за все время ее наблюдений.

КНДР и США обмениваются угрозами, разжигающими ненависть друг к другу. Северная Корея – государство, ядерные амбиции которого вписаны в конституцию страны, – объявила в ответ на заявление Трампа, что рассматривает возможность атаки на американский остров Гуам, расположенный к югу от Японии. Впрочем, гораздо хуже то обстоятельство, что Трамп сам провел для себя красную линию – угрозу, которую он должен будет реализовать, если Северная Корея проигнорирует его требования.

Всего три месяца назад Трамп говорил, что для него будет «честью» встретиться с верховным лидером Кимом. Трамп разрывается между двумя лагерями советников. «Есть лагерь ястребов, уверенный в том, что давление на Корею нужно только усиливать, не останавливаясь даже перед возможностью превентивного удара», – сообщает источник, знакомый с ситуацией. В противоположном лагере считают, что переговоры надо продолжать, хотя позиции этого лагеря слабые, учитывая быстро развивающуюся ядерную программу Кима.

«Первый лагерь по определению выиграет спор, если у представителей второго не найдется понятного аргумента, который они смогут донести до Трампа», – продолжает источник. «Никому в администрации нет дела до смены режима. Все, о чем они беспокоятся, это военная угроза. Это серьезный шанс для северокорейцев».

Дипломаты, занимающиеся Северной Кореей, напоминают, что в прошлом северокорейский режим соглашался на переговоры только в случае экзистенциальной угрозы. Несмотря на все попытки повлиять на КНДР, режим в течение минувших недель провел испытания двух межконтинентальных баллистических ракет. По некоторым сообщениям, режиму удалось изготовить ядерную боеголовку достаточно малого размера, чтобы уместиться в ракете. Но всех технологий, необходимых для функционирующего сложного носителя, у Северной Кореи нет. Скотт Брэй, управляющий по вопросам Восточной Азии в офисе директора национальной разведки, который собирает и обобщает разведданные от 16 других разведслужб США, говорил в июле, что корейская межконтинентальная ракета все еще далека от полной функциональности. «У нее до сих пор несколько критических недостатков», включая проблему входа в плотные слои атмосферы.

Ядерные материалы Ким прячет далеко в горах. Его арсеналы ядерных и обычных вооружений, а также биохимическое оружие представляют реальную угрозу для 10-миллионного Сеула, расположенного всего в 50 км к югу от границы с Севером.

Американские военные регулярно с момента окончания войны 1953 г. обновляют планы, касающиеся полуострова. Но Джеймс Мэттис, министр обороны и признанный стратег, не раз заявлял, что война в регионе будет иметь катастрофические последствия, и говорил о необходимости сдержанности. Военные понимают, что боевые действия в регионе приведут к гибели миллионов людей. При этом Мэттис заявил, что США могут ответить на любую угрозу применением «эффективной и преобладающей» силы. «Мы всегда поддерживаем высокий уровень готовности и располагаем боевым потенциалом для ответа на любую угрозу, включая северокорейскую, – заявил недавно представитель Пентагона. – Наша приверженность обязательствам по защите союзников, Южной Кореи и Японии, остается непоколебимой».

Госсекретарь США Рекс Тиллерсон находится в поездке по Азии, где работает над организацией «мирного давления», объединяющего санкции и региональное лоббирование. Тиллерсон дает понять Киму, что его режим вне опасности. Он заявил, что Вашингтон готов рассматривать возможность переговоров при условии, что Пхеньян прекратит испытания своих ракет: «Прекращение испытаний будет лучшим сигналом, который Северная Корея может нам подать».

Специалисты по внешней разведке рассматривают северокорейского лидера как рационального игрока, который осознает, что, с одной стороны, ядерная программа КНДР укрепляет его лидерство, а с другой – приведение угрозы в исполнение повлечет за собой коллапс его режима, поскольку США мгновенно уничтожит военные цели на его территории. Глава ЦРУ Майк Помпео признает, что президент Трамп ежедневно осведомляется у него о положении дел с ядерным оружием Северной Кореи. Помпео в последнее время стал держаться более жесткой линии, заявив о необходимости отделить северокорейский режим от простых граждан страны. Даже Никки Хейли, представитель США при ООН, отмечала недавно, что Вашингтон близок к исчерпанию дипломатических возможностей воздействия на КНДР.

«Северокорейцы должны понять, что если они не подкинут второму лагерю, лагерю сторонников переговоров, какие-то аргументы, указания на то, что переговоры могут иметь смысл, то победит лагерь сторонников войны, и это приведет к кровавой бойне, – говорит источник, знакомый с ситуацией. – Им решать».

FT, 9.08.2017

Автор – обозреватель Financial Times