Статья опубликована в № 4382 от 10.08.2017 под заголовком: Компания недели: «Яндекс»

«Яндекс» рискует на двоих

Компания станет русским Amazon на деньги Сбербанка
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Этим летом «Яндекс» создал два совместных предприятия – сначала компания объединила свой бизнес такси с Uber, а вчера объявила, что Сбербанк станет ее паритетным партнером в «Яндекс.Маркете». Последняя сделка – самая крупная в истории «Яндекса». Сбербанк получит не менее 45% акций совместной торговой компании в обмен на инвестиции в 30 млрд руб.

Такси и интернет-торговля не основные бизнесы «Яндекса», подавляющую часть выручки компания продолжает получать от интернет-рекламы. И, привлекая партнеров в эти бизнесы, «Яндекс» прежде всего снижает собственные риски. «Яндекс.Маркет» – довольно стабильный и прибыльный бизнес, но компании пока не удалось сделать из него российский Amazon. Эта российская площадка – не полноценный интернет-магазин, а место, где пользователи прежде всего сравнивают цены на разные товары, а потом приобретают их на сайтах самих продавцов. Соответственно, «Яндекс» зарабатывает фактически на рекламе таких товаров, но мало что получает от их продажи.

«Яндекс» пытается сделать больше в развитии именно торговой площадки – в 2014 г. он инвестировал в логистический сервис MultiShip, который брал на себя доставку товаров, но уже через несколько месяцев компании прекратили сотрудничество. Параллельно «Яндекс» добивался, чтобы пользователи оформляли покупки прямо на «Яндекс.Маркете». Прошлым летом «Яндекс» даже объявил, что большая часть ссылок на сайты продавцов с «Маркета» исчезнет – электроника, бытовая техника, детские товары будут продаваться внутри площадки. Впрочем, далеко не все интернет-магазины хотят так сильно зависеть от «Яндекса» – пока лишь четверть партнеров «Маркета» перешла на новую модель.

Но главное – «Яндекс.Маркет» не станет полноценной торговой площадкой до тех пор, пока не обзаведется собственной офлайновой инфраструктурой – складами, службой доставки, курьерами и т. д. В России все это находится в зачаточном состоянии. Понятно, почему «Яндекс» так не торопился инвестировать в логистику. Перед глазами у него достаточно примеров, когда конкуренты вкладывали десятки миллиардов рублей в логистику и только теряли на этом деньги. Но сторониться офлайновой части продаж больше невозможно, признает основатель компании Аркадий Волож – иначе компания проиграет весь рынок. И у «Яндекса» даже хватает собственных денег на то, чтобы построить если не лучшую в России, то просто удобную и эффективную систему логистики. Но риски слишком велики – поэтому лучше разделить их с партнером.

Партнерство-перемирие с Uber в большой степени тоже история про снижение рисков. И в целом это говорит о том, что «Яндекс» становится гораздо приземленнее и даже консервативнее в своей стратегии. Судя по растущим котировкам, инвесторов это радует. Вопрос в том, способен ли осторожный «Яндекс», прагматичный «Яндекс» не только делать деньги прямо сейчас, но и совершить прорыв и найти для себя the next big thing. В противном случае его рано или поздно скушает Google, Facebook или тот же Amazon.