Дональд Трамп и ракета

В чем отличие нынешнего корейского кризиса от прошлых

Очередное обострение вокруг ядерной программы КНДР отличается от тех, что случались в предыдущие годы, двумя важными вещами. У Пхеньяна, вероятно, появилась ракета, способная нести заряд достаточно далеко – до Японии, если не до США. А у США появился малопредсказуемый президент.

С рациональной точки зрения не изменилось ничего: для всех заинтересованных сторон цена боевых действий на Корейском полуострове неприемлемо высока. Однако ракета Ким Чен Ына меняет баланс сдерживания – теперь в зоне вероятного активного конфликта не только Япония, но и США. Это ставит под вопрос американские гарантии защиты Японии от удара (если Ким ударит по Токио, ответят ли США, зная, что он может ударить по Сиэтлу?). У Америки своя «ракета» – Дональд Трамп, уязвленный расследованием связей с Россией и прочими проблемами внутренней политики. Трамп меняет не ядерный баланс, а баланс рациональности. Его резкие заявления, обещания военных мер против Северной Кореи повышают ставки для него самого – человек на посту президента такими заявлениями рисует красную черту, в случае отступления от которой теряет авторитет (у Барака Обамы была похожая история в меньшем масштабе, с Сирией).

Ким частыми испытаниями ядерных зарядов и ракет и словесными интервенциями стремится получить гарантии сохранения своего режима и ядерного статуса КНДР, считает эксперт по международным отношениям Владимир Фролов. Но у него плохие отношения со всеми. В соответствии с так называемой дилеммой безопасности вооружение Пхеньяна вынуждает беспокоиться о своей безопасности остальных соседей, которые тоже начинают готовиться к войне.

Главная проблема в том, что войны обычно никто не хочет, но войны случаются. И они тем более вероятны, чем больше страны готовились защищать свою безопасность.

Непредсказуемость Трампа вводит новые неизвестные в процесс дипломатии. Россия и Китай поддержали недавнее решение Совета Безопасности ООН об усилении экономических санкций против КНДР (принято единогласно). Единоличные резкие действия Трампа после этого снижают цену дипломатии.

Трамп намекает Китаю, что, если тот не принудит КНДР к переговорам по ядерной проблеме, США придется размещать ПРО на военных базах в Южной Корее и Японии, а также на кораблях, что крайне невыгодно Пекину и Москве, отмечает китаист Александр Габуев. Китай при этом заявил, что будет помогать КНДР, в случае если ее территория первой подвергнется атаке.

Вашингтон пытается добиться прямых переговоров с Пхеньяном при посредничестве Пекина, считает Фролов. Пекин готов к этому, но США готовы дать гарантии неприкосновенности Кима только на условиях отказа от ядерного оружия, КНДР – против. Решением может стать частичное сохранение ракет и ядерных зарядов у КНДР, сейчас оно кажется маловероятным. Остается надеяться, что импульсивность Трампа и Кима сыграет в хорошую сторону.