Статья опубликована в № 4395 от 29.08.2017 под заголовком: От редакции: Столичный тупик

Есть ли предел благоустройству

Московские сверхдоходы и сверхрасходы как производная столичного статуса
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Большие деньги жгут московской власти руки. Продолжая зарабатывать на своем столичном статусе даже на излете кризиса и считая несправедливой ставку Кремля на централизацию налогов, Москва демонстративно и по-барски тратит заработанное, обременяя себя недовольством горожан.

Масштабы доходов и особенно расходов Москвы собянинского периода впечатляют – счет идет на бюджеты других городов. Например, расходы на подсветку деревьев и газонов в 2017 г. (6 млрд руб.) – почти бюджет Улан-Удэ (0,4 млн жителей). Расходы на программу благоустройства в 2017 г. городских пространств «Моя улица» (34,5 млрд руб.) – годовой бюджет Екатеринбурга (1,4 млн жителей). А расходы на благоустройство московских парков и природных зон отдыха в том же 2017 году (50 млрд руб.) превышают бюджет любого российского города-миллионника, за исключением второй столицы – Петербурга. Итого в первой половине 2017 г. Москва потратила на благоустройство 91 млрд руб. (11% расходов городского бюджета), что чуть меньше расходов на образование (17%, 139 млрд руб.) или здравоохранение (13%, 107,5 млрд).

Расходы одной Москвы на благоустройство составляют две трети затрат всех регионов на эти цели, говорит экономист Наталья Зубаревич. И «Моя улица», и благоустройство парков уже столкнулись с недовольством горожан – не столько временными неудобствами от проведения работ, сколько избыточностью трат и несоответствием их размера результату. В глазах определенной части москвичей (и значительно большей, надо полагать, части немосквичей) это трата денег не ради результата, а ради процесса, стерилизация столичных сверхдоходов.

Согласно отчету департамента финансов Москвы по исполнению бюджета за первое полугодие 2017 г. прирост налоговых доходов по сравнению с первым полугодием 2016 г. составил 18%. Поступления от налога на прибыль организаций, который дает городу 44% доходов, выросли за это время на 26,3%, а от НДФЛ, который приносит 41% доходов, – на 9,5%. И это на фоне рекордно доходного 2016 года (правда, рекордом город был обязан в том числе и эффекту низкой базы). В совокупности доходы Москвы за первые шесть месяцев превысили 1 трлн руб. – это около 20% всех региональных бюджетов России.

Мосгордума несамостоятельна, поэтому не играет существенной роли при обсуждении бюджетных затрат, а на общественное недовольство столичные власти часто не обращают внимания, говорит Александра Суслина из ЭЭГ. Хорошего выхода, который, ограничив одну Москву, не нарушит стабильность бюджетной системы в целом и не ударит по другим регионам, сейчас нет.

По мнению Зубаревич, дальнейшая централизация налога на прибыль (с 2017 г. регионы-доноры отчисляют в федеральный бюджет дополнительно 1 п. п. в пользу дотационных) была бы еще одним шагом к сверхцентрализации бюджета, лишающим регионы остатков самостоятельности и стремления заработать. Но бюджетная централизация – следствие политической и общеэкономической: страна выстроена так, что крупнейшие компании и особенно банки располагают штаб-квартиры в столице. Без политической и бюджетной децентрализации урезонить Москву маловероятно.

Читать ещё
Preloader more