Статья опубликована в № 4401 от 06.09.2017 под заголовком: Цифра недели: 300 руб.

Почем пол-литра национальной идеи

Повышение минимальной цены водки до 300 рублей не решит проблемы алкоголизма
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

«Все равно мы пить не бросим!» – предупреждал давным-давно, 40 и 30 лет назад, советский народ, откликаясь на заботу тогдашних партии и правительства, а именно на очередное повышение цены на водку.

Я бы даже сказал, что в простых этих шести словах формулируется российская национальная идея – и тем, кто определяет, какой должна быть минимальная цена водки, это так же очевидно, как и мне.

Очевидно и то, что 300 руб., о которых заговорил Минфин, за пол-литра, на самом деле – никакая, разумеется, не минимальная цена, а индикатор, бенчмарк, так сказать, от которого отсчитывает содержание алкогольной своей нагрузки каждый российский пьяница, т. е. большинство населения великой страны.

Расшифрую, пожалуй. Пьяница среднего и более высоких классов отталкивается от этой самой минимальной цены – он непременно потратит на состояние эйфории существенно больше денег. Регулярный пьяница с доходами ниже среднего, еще способный заботиться о своем самочувствии, будет рассчитывать, раскраивать семейный бюджет так, чтобы не опускаться до товарного (несамодельного т. е.) самогона и аптечных препаратов. Наконец, беднейшей и асоциальной части пьяниц не по карману и нынешние 205 руб. за пол-литра.

Повышение бенчмарка – и это тоже очевидно – позволит производителям любого из видов алкоголя, в том числе товарного самогона, увеличить стоимость напитка; а поскольку доходы населения не растут, то это будет означать ухудшение качества жизни. Еще вариант – ухудшение качества напитка при прежней цене, последствия этого трагически понятны.

Вот немного статистики. Самым благополучным с точки зрения алкогольной смертности был 2014 год – от причин, прямо или косвенно связанных с выпиванием, умерло 338 000 мужчин и 141 000 женщин, т. е. 479 000 россиян (данные из работы Кирилла Шелыгина, кандидата медицинских наук, специалиста по алкогольной демографии) – а всего в 2014 г. умерло 1,9 млн человек. Для сравнения: от злокачественных новообразований в 2014 г. умерло примерно 290 000 человек, от ишемической болезни сердца, ведущей причины смертности в России, – около 503 000 человек. Корректности ради надо, наверное, сказать, что те 479 000 и эти 503 000 – пересекающиеся множества, но и что с того?

В 300 руб. за пол-литра, видимо, есть идея наполнения бюджета – хотя известно, что водка любит спрятаться в тень; есть, должно быть, и идея борьбы с пьянством и алкоголизмом – но см. сформулированную выше национальную идею. Да-да, есть опыт скандинавских стран, где значительное увеличение цены крепкого алкоголя и монополия на его продажу привели к хорошим результатам, но вообразите себе этот опыт в применении к России, где нисколько не соблюдается запрет на ночную торговлю алкоголем, уж поверьте личной моей ночной жажде!

В заключение нужна благоглупость: населению надо дать возможность развиваться и самореализоваться, тогда и национальную идею можно будет переформулировать. Но пока самореализация и развитие идут по 300 руб. за пол-литра.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more