Русские мужчины – традиционная ценность

Гендерный разрыв в зарплатах в России соответствует индустриальной эпохе

Мужчины в России получают в среднем значительно больше женщин. И хотя гендерный разрыв в оплате труда за 10 лет сократился, он выше, чем в европейских странах, включая страны бывшего соцлагеря, следует из аналитического доклада ФБК Grant Tornton. Разница в зарплатах российских мужчин и женщин достигает пика в самом трудоспособном возрасте.

Разрыв в оплате труда мужчин и женщин в России снизился с 39,3% в 2005 г. до 27,4% в 2015 г. (расчеты ФБК на данных Росстата, более свежие выйдут в 2017 г.). В Европе максимальная разница – 26,9% в Эстонии, минимальная – 5,5% в Люксембурге, а в целом по ЕС – 16,4% (данные Евростата на 2015 г.).

В основе разрыва – сложившиеся социокультурные стереотипы индустриальной экономики, где главное – физическая сила и маскулинность, отмечает Лилия Овчарова из ВШЭ. Высшее образование в целом помогает женщинам зарабатывать больше, но и здесь есть социокультурное разделение: женщины в России идут чаще в гуманитарии, мужчины – в технические специальности, где отдача в зарплатах выше, отмечает Анна Лукьянова из ВШЭ.

В постиндустриальной экономике разрыв в зарплатах сокращается, так как усидчивость, внимательность, аккуратность женщин более востребованы (хотя маскулинность выражается в склонности к риску, поэтому в финансах больше мужчин).

Женщины получают больше всего в сфере IT, ресторанном бизнесе, юриспруденции, нефтегазовом комплексе и недвижимости, правда, в этих отраслях заняты лишь 3% женщин. Меньше всего заработок в церкви, сельском хозяйстве, соцобслуживании, химпроме и общественных организациях.

Российская разница в зарплатах достигает пика (33%) в возрасте 35–39 лет, а в начале и в конце трудового пути она сильно ниже (21–23%). Пик приходится на возраст, когда женщины рожают детей (второго ребенка) и занимаются воспитанием дошкольников, поясняет Игорь Николаев из ФБК. Профессиональный рост женщин возобновляется после того, как дети немного встали на ноги и можно уделять внимание себе. В обществе доминирует социально-ролевая модель: мать воспитывает ребенка, отец – добытчик. Выйти за эти рамки сложно. Инфраструктура поддержки семей в России плохо развита; у женщин со средними и низкими доходами нет денег, чтобы отдать детей в платные детсады или нанять нянечек. В европейских странах картина иная: отпуск по уходу за ребенком заметно короче, а пособия по уходу за ребенком – выше.

К рождению второго ребенка многие женщины стремятся перейти на крупные и средние предприятия, в бюджетные учреждения, где соцпакет лучше, отмечает Овчарова. Но зарплаты там низкие, и женщины – основная масса занятых в бюджетных секторах. Чтобы как-то снизить у нас гендерный разрыв, неплохо бы отказаться от барьеров для работы женщин в традиционно мужских профессиях, но главное – выстроить доступную инфраструктуру поддержки семей после рождения ребенка, чтобы женщины не прерывали надолго карьеру.

Полная версия статьи. Сокращенный газетный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)