Биоматериалы атакуют

На каком материале расцветает конспирология

Взбудораживший россиян рассказ Владимира Путина о сборе «биологического материала» в России неизвестными людьми с неизвестной целью показателен как случай двойного искажения информации и пример чувствительности общества к конспирологическим теориям, которые буйно расцветают в бедной информацией среде.

Реплика президента прозвучала во вторник на заседании Совета по правам человека (СПЧ) и, похоже, была незапланированной. Член СПЧ Игорь Борисов пожаловался президенту, что, по его информации, «некие лица с помощью системы видеонаблюдения в России собирают образы российских граждан с неизвестными целями». Это еще что, откликнулся Путин, одновременно по всей стране «целенаправленно и профессионально» собирается биологический материал по разным этносам и регионам, вопрос – зачем?

В разъяснениях пресс-секретаря президента история приобрела еще более драматический окрас: по словам Дмитрия Пескова, «некоторые эмиссары ведут такую деятельность – представители неправительственных организаций и других органов». Об этом президенту доложили российские спецслужбы, заявил Песков.

Но для этой информации спецслужбы не нужны. Понятие «биологические материалы» широкое, это, например, сбор крови для анализа, который ведется в России – в том числе и иностранцами – около 150 лет; очевидно, Путин имел в виду генетические образцы. Методы быстрого определения последовательности ДНК открыли в 1977 г., примерно тогда же в СССР стали ее изучать, сейчас генетические исследования проводятся во всем мире: ген и генетика – явления глобальные, ДНК всего человечества совпадает на 99%.

Основных направлений исследований два: медицинская генетика (изучаются индивидуальные образцы людей больных и здоровых для выяснения, в частности, предрасположенности к разным болезням) и популяционная (изучаются образцы разных этносов для реконструкции истории народов), отмечает биолог Михаил Гельфанд. Задачи исследований могут пересекаться. Путин, видимо, имел в виду генетику популяционную, но и для медицинской, и для популяционной генетики данные у нас собираются давно. Делают это фармкомпании (для стратификации клинических испытаний), медицинские центры (для генетического консультирования), исследователи (для поиска генов болезней).

Россия активно участвует в международных геномных проектах; в 2015 г. были опубликованы результаты многолетнего исследования генофонда славянских и балтских народов, проведенного российскими и зарубежными генетиками (выясняли, кто такие славяне). А в 2015 г. заработал поддержанный Путиным проект «Российские геномы», в рамках которого предполагается создать открытую базу данных на 3000 мужчин и женщин – коренных жителей разных регионов России. Проект координирует американец Стивен О’Брайен, о претензиях к проекту спецслужб ничего не известно.

Возможно, дело в коммерческом конфликте. Директор компании Genotek генетик Валерий Ильинский рассказал «РИА Новости», что два научных центра в Москве и Петербурге собирают биоматериал разных народов России и отправляют их своим коллегам в США на исследования, но такие же исследования можно проводить и в России.

В отсутствие такого предисловия (интересно, сколько рассказали президенту) слова Путина звучат, конечно, зловеще – незнание порождает чувство страха и опасности. Отсюда недалеко до конспирологических версий о генетическом оружии и грядущей биологической войне, грозящей уничтожить россиян (по словам биолога Гельфанда, даже в теории создание генетического оружия возможно только в отношении этноса, живущего изолированно 1000 лет, что к россиянам не относится). Конечно, утверждать, что против нас готовится биологическая война, нельзя, оговорился сенатор Франц Клинцевич, но нужно же быть наготове.

Это не первый случай, когда президенту продают идею в упаковке мнимых угроз. В 2007 г. глава ФСБ Николай Патрушев доложил Путину, что из России на Запад поступают биообразцы, включенные в программу разработки «генно-биологического оружия» против россиян, способного повреждать здоровье представителей русского народа вплоть до бесплодия и смерти» (цитата по «Коммерсанту»). Следом таможня запретила вывоз всех биообразцов – от волос до крови, включая клинические анализы, что создало угрозу жизни тысячам россиян, нуждавшихся в подборе доноров костного мозга в клиниках Германии. Запрет после общественных протестов сняли, но идея оказалась живучей.