Конкуренция сторонников

Почему множатся группы поддержки Владимира Путина

Владимир Путин еще не объявил о намерении участвовать в президентских выборах 2018 г., а группы его поддержки – в любом статусе – уже привычно размножаются и разрастаются. На этой неделе к новейшей команде поддержки Putin Team, созданной по инициативе известного хоккеиста клуба НХЛ Washington Capitals Александра Овечкина и уже пополнившейся хоккеистами Ильей Ковальчуком, Павлом Буре и легендой ЦСКА и сборной СССР Борисом Михайловым, присоединились губернаторы Подмосковья Андрей Воробьев и Тульской области Алексей Дюмин (подробнее см. статью «Атакующий маневр» в номере от 9 ноября). Ну и заодно сборная России по художественной гимнастике.

Казалось бы, зачем самому популярному из потенциальных участников выборов (для которого они к тому же станут четвертыми) все новые и новые группы сторонников – за него ведь и так, по данным октябрьского опроса «Левада-центра», готовы проголосовать 66% опрошенных (за всех остальных – не более 3%). Зачем яростно поддерживать того, кто, как герой анекдота, «сам ходит»?

Но ситуация не так проста. Подбор группы поддержки и доверенных лиц президента не просто традиция и ритуал российской квазиполитики, он отражает конкуренцию разных групп в окружении президента, их стремление не просто засвидетельствовать лояльность, но и опередить соперников, полагает политолог Михаил Виноградов. Для одних подключение к разнообразным «командам Путина» – это социальный лифт (трое доверенных лиц кампании 2012 г. стали депутатами Госдумы, Игорь Холманских – полпредом в Уральском округе), другие пользуются статусом, защищаясь от агрессивных патриотов и радетелей за веру.

Участие в команде опытных и быстро растущих бюрократов подчеркивает их готовность поддержать Путина по первому зову, отмечает политолог Екатерина Шульман. А большое число известных за границей спортсменов означает, что проект направлен прежде всего на иностранцев и россиян, постоянно живущих за границей. Такая команда должна продемонстрировать Западу, что Путина поддерживают достойные и известные люди, а не только бюджетники и военные.

Преобладание спортсменов в нынешней команде поддержки может быть временным (в 2012 г. доминировали футболисты), по мере развития кампании их могут разбавить другими медийными людьми: деятелями науки, культуры и яркими людьми «из народа» для демонстрации всеобщего и внесословного одобрения политики президента. Вероятно и другое: последние скандалы в театральной сфере и громкие выборы президента РАН, довольно резкое заявление председателя СТД и доверенного лица президента в 2012 г. Александра Калягина о деле Кирилла Серебренникова могли навести Кремль на мысль о необходимости уравновесить культурную и научную интеллигенцию в пуле поддержки новым типом лоялистов: в этом политическом сезоне это хоккеисты, считает Виноградов.