А жизнь все лучше

Сработает ли государственная машина хороших новостей

Диверсификация каналов получения информации среднестатистическим избирателем осложняет власти задачу формирования у него позитивной картины жизни страны в преддверии президентских выборов – но не снимает ее в принципе. С одной стороны, обыватели наслышаны о fake news, с другой – приучены к релятивизму новостей периода постправды, но надо же как-то донести до лояльного избирателя мысль, что мы стали еще «более лучше одеваться»!

Во вторник агентство Reuters сообщило, что администрация президента направила крупным отечественным компаниям энергетического сектора предписание присылать на Старую площадь новости, формирующие позитивное представление о деятельности руководства России и положительных изменениях в повседневной жизни страны. Новый проект, вероятно, будет отраслевым дополнением к губернаторским «фабрикам хороших новостей», о которых Русская служба BBC рассказала в середине октября: тогда стало известно, что от регионов ждут стимулирования появления новостей, которые проиллюстрировали бы заявления первых лиц об улучшении жизни в России в результате очередного президентского срока Владимира Путина.

Однако федеральные телеканалы сами по себе уже не могут считаться надежным и достаточным каналом трансляции настроений – необходимо разнообразить информационное взаимодействие с разными возрастными и социальными группами. В 2015–2017 гг., по данным ФОМа, доля ежедневно смотревших телепередачи снизилась с 73 до 58%, 3–5 раз в неделю – с 12 до 9%, зато с 5 до 12% выросла доля тех, кто не смотрит телевизор.

Тех, кто рассматривает телевизор как источник информации, за эти три года стало меньше – 79% вместо прежних 88%

А доля тех, кто получает информацию из интернета и соцсетей, наоборот, больше – 42% вместо 35% и 20% вместо 17%. Но если источники противоречат друг другу, россияне скорее предпочтут версию телевидения, отмечает политолог Алексей Макаркин. Проблема и в том, что среди молодежи, которой в этой кампании предполагается уделять внимания больше обычного, каждый пятый телевизор не смотрит вовсе (среди россиян старше 60 лет таких 5%), следует из данных сентябрьского опроса ФОМа. Среди пожилых людей сильна ностальгия по программе «Время» советского образца, где были только хорошие новости, рассуждает Макаркин, но зрителям помоложе нужно предложить что-то поинтереснее рекордных надоев и продуктового подсанкционного изобилия: например, что сборная Россия сыграет на чемпионате мира по футболу, а какая-нибудь Италия – нет.

Однако успех кампании не очевиден. Молодежная аудитория более критична к информации, исходящей из официальных источников, победные реляции чиновников ее едва ли убедят, полагает Макаркин. Важно также подавать информацию тонко и небанально, чего трудно ожидать от госканалов. Если баланс позитивных и негативных новостей резко изменится в пользу первых, то люди могут просто не поверить им, считает завотделом ФОМа Григорий Кертман.