От редакции: Недремлющий экран

Россияне не теряют живого интереса к текущим событиям (лишь 8% граждан совсем не следят за новостями). Интересует их прежде всего хроника происшествий (51%), на втором месте международные отношения (48%), затем культура и искусство (46%), политические новости (43%), далее – медицина, спорт, светская жизнь, экономика, автомобили, технологии, наука, компьютеры. Таковы данные опроса фонда “Общественное мнение”.

Основной канал получения информации – центральное телевидение (им пользуются в этом качестве 90% опрошенных). Центральные газеты и местное ТВ как источник новостей назвали 30% и 29% опрошенных соответственно. Интернет как информационный канал упомянули 9%. Незначительная роль интернета вызвана низкой степенью его проникновения – по данным июльского исследования “Левада-центра”, 73% россиян не имеют возможности пользоваться всемирной сетью. В то же время, по данным опроса ФОМ, программы “Первого канала” принимают 94%; “России” – 93%; НТВ – 78%.

Наиболее читаемые федеральные газеты – “АиФ” и “Комсомольская правда” (21% и 16% соответственно). Затем с большим отрывом – “Из рук в руки” (8%), “Московский комсомолец” (7%), “СПИД-Инфо” (6%), “Жизнь” (6%), по 5% у “Лизы” и “Российской газеты” и т. д. (“Коммерсантъ” и “Ведомости” читает 1%, что далеко не самый низкий показатель). 40% читают местную прессу; 27% газет вообще не читают, и этот показатель растет (в 2003 г. – 15%).

Радио не слушают 36% (в 2003 г. – 25%). В рейтинге радиостанций на третьем месте с 13% находится “Маяк”, на пятом с 11% – “Радио России”, на 15-м с 2% – “Эхо Москвы” – это лучшие показатели для разговорных радио. В подавляющем большинстве граждане слушают музыку.

Телевидение как монопольный источник информации скоро станет социологическим фактом.

Любопытно, что лишь 13% опрошенных ФОМ заявили о доверии СМИ, о недоверии – 22% (опрос проводился два месяца назад). СМИ как институт находится в середине всевозможных рейтингов доверия – первым идет президент (за ним Православная церковь, губернатор, ФСБ, армия; внизу рейтингов – законодатели всех уровней, прокуратура, профсоюзы, милиция, суд).

Итак, граждане не доверяют СМИ, но не могут жить без телевизионных новостей. Возможно, гражданам нравится получать недостоверную информацию и делать из нее свои выводы. Что называется, читать между строк. Сохранилась такая советская привычка у многих.

Но есть и более сложный феномен. Он состоит в том, что степень влияния информации не прямо пропорциональна степени доверия к ней. Влияет фон, количество информации, навязывание повестки дня – не важно, что конкретно вам сегодня рассказали о противостоянии России и США, нацпроектах или визите Владимира Путина, важно, что темы противостояния России и США, нацпроектов и очередного государственного визита проходят через ваш мозг.

Социологи ФОМ отдельно попросили россиян оценить объективность подачи политической информации на ТВ. 41% посчитали ее удовлетворительной, 36% – неудовлетворительной. Интересно, что в 2006 г. соотношение было обратным: 31% и 43%. Каким образом оценивается объективность, понять сложно, поскольку сравнивать “картинку” зрителям не с чем, ведь альтернативной картинки нет.

Различные аспекты воздействия телевидения на сознание изучаются психологами. Например, известно, что зритель склонен доверять новостям больше, чем какому-либо другому телепродукту. В ситуации, когда роль других СМИ низка, доверие потребителей к теленовостям будет только расти. Телевидение творит виртуальную картину мира. Вопрос объективности в этом случае не кажется таким уж важным и отходит на второй план.

Главная опасность телевидения как основного источника информации о мире – односторонность контакта с аудиторией. Телевидение способно только вещать и продавать, но не воспринимать ответные сигналы. В отличие от крайне медленно распространяющегося в России интернета.