Зачем в оливье клубника

Неожиданные кандидаты вносят внешнее разнообразие в кампанию – но не факт, что понравятся избирателям

Формирование набора кандидатов в президенты напоминает приготовление оливье: конечно, в ход идут традиционные ингредиенты – мясо и овощи, но вернуть аппетит к классическому, всем давно известному блюду может либо принципиально новый уровень качества ингредиентов, либо добавление нетрадиционных – для пикантности. Такой ассортимент должен сколько-нибудь оживить выборы с заведомо известным финалом, привлечь к урнам больше избирателей и обеспечить легитимность будущей победы.

За несколько дней, прошедших с официального старта кампании, о выдвижении заявили почти три десятка кандидатов. Число претендентов приближается к рекорду 2000 г. (33 подавших документы в ЦИК) – первой кампании, в которой участвовал Владимир Путин. Уже обозначился базовый набор салата – постоянные участники выборов, неплохо представляющие и свое будущее место в итоговом протоколе, и дивиденды от участия. Среди новичков президентской кампании – «сталинский президент» Максим Сурайкин от «Коммунистов России», крановщица Кировского завода Наталья Лисицына от «Рот фронта», экс-миллиардер Сергей Полонский, самовыдвиженец – владелец стриптиз-клуба Лаки Ли. Появление новых лиц, способных удивить потенциальных избирателей как биографией, так и программой, отражает попытку карнавализации выборов, стремление подменить политическую конкуренцию ярким шоу: для этого власти смягчили порядок регистрации инициативных групп, полагает эксперт по избирательному праву Андрей Бузин.

Иная ситуация с выдвижением кандидатом от КПРФ директора совхоза им. Ленина Павла Грудинина. Это второй случай выдвижения от коммунистов альтернативного кандидата (в 2004 г. их представлял аграрий Николай Харитонов) – на этот раз даже не члена партии. Сочетание неожиданное и небанальное – как выращиваемая в совхозе клубника в оливье. Такой выбор выглядит заявкой на перезагрузку «партии прошлого», считает политолог Александр Кынев. КПРФ получила кандидата с интересной молодежи и предпринимателям биографией, а администрация президента – возможность нарисовать картину политической конкуренции, говорит политолог Николай Петров.

Кремлевским кураторам внутренней политики хотелось бы совместить заявленную честность избирательных процедур с приличными цифрами явки избирателей, чтобы легитимность будущего срока Путина обеспечили не только «кавказские» проценты в отдельных регионах. Для этого на политическую арену допускаются фигуры, чья позиция близка более широким слоям общества, с частичным захватом повестки Алексея Навального (он тоже отнес документы в ЦИК). Они повышают достоверность имитации политической конкуренции для предупреждения упреков в отсутствии широкого спектра мнений, отмечает Петров. Но вопрос, удастся ли выдать приправы к старым рецептам за новое блюдо и понравится ли это избирателям, остается открытым.