«Система» и ее вторая мировая

Когда отступные в размере иска – хороший результат

«Роснефть» и АФК «Система» помирились – в чисто юридическом смысле. Формально итог драматического сражения двух больших компаний закончился мировым соглашением, достигнутым после переговоров Игоря Сечина и Владимира Евтушенкова, каковые переговоры устроил Владимир Путин в продолжение встречи с представителями российского крупного бизнеса в обстановке чуть ли не дружеской, за бокалом шампанского.

Фактически же это мир в шаге от большой войны: как объяснил «Интерфаксу» пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев, нефтяная компания пошла на мировое соглашение, потому что в противном случае – т. е. в случае взыскания по суду всего того, что «Роснефть» хочет с «Системы» получить, – «Системе» грозит банкротство, а это «Роснефти» неудобно, потому что займет много времени, да и затрат потребует. Такой вот корпоративно-каннибалистический гуманизм: мировая обойдется «Системе» всего в 100 млрд руб., а война стоила бы почти 400 млрд – и не факт, что закончилась бы победой, а даже если и победой, то, может, пирровой.

Впрочем, и это еще не все – ведь иски, которые «Роснефть» и «Башнефть» подали к «Системе» в 2017 г. (первый, майский, иск – на 106,6 млрд руб., потом сумма иска была увеличена до 170,6 млрд, второй, декабрьский, иск – еще на 131,6 млрд), были уже вторым этапом дела «Башнефти». Первый завершился для «Системы» в 2014 г. потерей нефтяной компании, точнее, национализацией ее, и только после национализации с Евтушенкова были сняты обвинения в «организации легализации имущества, приобретенного преступным путем». Он просидел под домашним арестом три месяца и был отпущен под обязательство о явке в суд так же внезапно, как и арестован.

Итого для Евтушенкова и «Системы» это уже второе перемирие с аннексиями и контрибуциями. Вопрос – последнее ли. Если жертва предпочитает решать конфликт, отступая, для агрессора это маневр едва ли обезоруживающий и успокаивающий. Наоборот, появляется место для шага вперед.

Можно, конечно, найти в таком исходе и положительные моменты. «Данный компромисс, достигнутый в интересах обеих сторон, является позитивным сигналом для рынка и послужит формированию благоприятного инвестиционного климата в России», – тонко пошутил неизвестный миру автор сообщения от имени Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ месяц назад был уполномочен «Башнефтью» на ведение переговоров с «Системой»). Позитивный сигнал, надо думать, заключается в том, что совсем уж кровожадность в корпоративных конфликтах сегодня не в тренде: в тренде аккуратное, с использованием вилки и ножа, суда и аудиенций у президента поедание друг друга с откусыванием кусков ровно такого размера, чтобы жертву не умертвить с первого же укуса.

И то правда – скажи спасибо, что живой.