Почему Красная армия не смогла обойтись без царских офицеров

Новая армия страны Советов оказалась неспособной эффективно противостоять регулярной немецкой

Создание Красной армии стало одним из первых примеров отказа большевиков от революционных экспериментов и замещения важного института государства умозрительными конструкциями.

15 (28 по новому стилю) января 1918 г. Совет народных комиссаров издал декрет об организации Рабоче-крестьянской Красной армии. Советская власть намеревалась создать армию на новой основе, «из наиболее сознательных и организованных элементов трудящихся масс». Бойцами новой армии могли стать добровольцы старше 18 лет, получившие рекомендации организаций, поддержавших советскую власть. Созданием армии занялись непрофессионалы: революционер Николай Подвойский и бывший матрос Павел Дыбенко.

Революционеры надеялись, что новые части заменят быстро распадавшуюся старую армию. Однако темпы распада опережали скорость набора в новую армию. В Петрограде ее ряды к концу февраля пополнили около 15 000 человек, в Москве – около 20 000, в провинции добровольцев было меньше.

Качество отрядов оставляло желать лучшего. Перешедший на службу к большевикам генерал Михаил Бонч-Бруевич вспоминал: «Достаточно было глянуть на эту матросскую вольницу с нашитыми на клеши перламутровыми пуговичками, с разухабистыми манерами, чтобы понять, что они драться с регулярными немецкими частями не смогут». 18 февраля немцы возобновили наступление и быстро продвигались на восток, угрожая занять громадные территории и захватить запасы военного имущества. Сдерживать их было некому. Из многих источников известно, что отряд Дыбенко 23 февраля перепился и бежал из-под Нарвы. В критической ситуации Владимир Ленин призвал на помощь группу генералов и офицеров старой армии во главе с Бонч-Бруевичем.

В марте 1918 г. большевики заключили Брестский мир с Германией и начали переход к созданию массовой армии. 29 мая 1918 г. был издан декрет о мобилизации рабочих и беднейших крестьян в Красную армию, но командирами красных полков и дивизий часто были царские генералы и офицеры, сыгравшие ключевую роль в победе большевиков в Гражданской войне. «У нас работают систематически и подолгу тысячи и десятки тысяч военспецов, без коих не могла бы создаться та Красная армия, которая <...> сумела одержать блестящие победы на востоке», – заявил Ленин в разгар войны в марте 1919 г. на VIII съезде РКП(б). Тем не менее военспецам не доверяли: многих репрессировали в конце 1920-х – начале 1930-х гг., другие стали жертвами Большого террора. Лишь единицы, как маршал Борис Шапошников, дожили до Великой Отечественной.