Стоит ли легализовывать ЧВК

Частным армиям пора выйти из тени

Затянувшиеся конфликты в Сирии и Донбассе снова реанимируют тему правового урегулирования деятельности частных военных компаний (ЧВК) – серой подкладки многих вооруженных противостояний и гражданских войн. Сегодня ЧВК – это призраки: российским законодательством их статус никак не определен, при этом наемничество – вербовка, подготовка, финансирование и использование наемников – в России запрещено. С одной стороны, нелегальный статус ЧВК позволяет негласно, сохраняя формальный нейтралитет, использовать такие силы для разного рода политически грязной работы в конфликтах, в которых страна официально не участвует или участвует, но не хочет рисковать своими военными. С другой стороны, гибель или взятие в плен российских бойцов ЧВК на чужой территории не снимает с властей ответственности за их судьбу как российских граждан, а значит, рано или поздно вопрос правового урегулирования деятельности ЧВК должен быть так или иначе решен.

В понедельник министр иностранных дел России Сергей Лавров, отвечая на вопрос о судьбе казненных боевиками в Сирии россиян (СМИ называли их сотрудниками ЧВК Вагнера), отметил, что «здесь нужно четко зафиксировать законодательную базу для того, чтобы эти люди также были в правовом поле и защищены». В среду депутат Госдумы от «Справедливой России» Михаил Емельянов заявил, что планирует в ближайшее время внести в парламент законопроект о российских ЧВК. Если это произойдет (член «Справедливой России» не относится к группе безусловных парламентских тяжеловесов, которым доверяют выступать с инициативой политически важных законопроектов), проект Емельянова станет уже третьим подобным документом, предлагаемым на рассмотрение Госдуме. Законы о ЧВК дважды вносились в Госдуму в 2012 г., законопроект на ту же тему в 2014 г. разработал, но не внес в парламент тогдашний зампред комитета по обороне, а теперь сенатор Франц Клинцевич. По одной из версий, саму идею закона – фактической легализации частных армий – не одобряют спецслужбы, которые не хотят иметь дело с профессионально обученными, но не контролируемыми государством людьми с оружием в руках.

Идея Емельянова не была с ходу отвергнута ни «Единой Россией», ни Кремлем. По мнению первого замруководителя фракции «Единой России» Андрея Исаева, полулегальное положение ЧВК создает ряд опасностей. «Если появится такой законопроект, мы с интересом его посмотрим», – сказал Исаев (цитата по «Интерфаксу»). Пресс-секретарь президента Владимир Путин сообщил, что у Кремля «нет позиции» по вопросу легализации.

Чем занимаются международные ЧВК

Academi
Страна: США
Год создания: 1997 (до 2009 г. – Blackwater Worldwide, до 2011 г. – Xe Services)
Была основной фирмой, работавшей по контракту с госдепом США по охране официальных лиц и бизнесменов в Ираке. После инцидента с гибелью мирных жителей в Ираке в 2007 г. ЦРУ разорвало контракт с Blackwater

G4S
Страна: Великобритания
Год создания: 2004 (образована в результате слияния британской Securicor и датской Group 4 Falck)
Численность персонала: 585 000 человек
Выручка в 2016 г.: 6,8 млрд фунтов стерлингов
В 2015 г. получила контракты на обеспечение безопасности в Ираке и Афганистане. В 2016 г. заключила 20-летний контракт на управление австралийской тюрьмой Port Phillip Prison и стала первой частной компанией, охраняющей Королевский монетный двор Великобритании

Aegis Defence Services
Страна: Великобритания
Год создания: 2002
Численность персонала: 3500 человек
В 2004 г. получила контракт министерства обороны США на обеспечение безопасности в Ираке, а впоследствии – на охрану посольства США в Кабуле
Источник: собственная информация компаний

Во многих западных странах ЧВК легальны. Официальный статус дает сотрудникам ЧВК и их близким правовые гарантии в экстренных ситуациях, кроме того, он позволяет им снизить опасность признания наемниками, на которых не распространяются международные гарантии для комбатантов и военнопленных. Британские и американские ЧВК активно использовались для выполнения боевых задач и их тылового обеспечения по контракту с минобороны США в Ираке и Афганистане (что вызвало серию скандалов из-за произвольного использования оружия), специалистов нередко нанимают третьи страны для обучения национальных армий и полиции. Такой аутсорсинг порождает правовые коллизии. В частности, сложно следить за соблюдением сотрудниками ЧВК национального законодательства, наказывать их за преступления. На международном уровне деятельность ЧВК в зонах действующих вооруженных конфликтов описана в «Документе Монтрё» 2008 г. – впрочем, он признан ограниченным числом стран и носит рекомендательный характер.

Вывод отечественных ЧВК из серой зоны назрел, считает эксперт по международным отношениям Владимир Фролов: важно прописать круг их возможного применения, одновременно запретив им деятельность против России и на территории России, чтобы исключить разрушение госмонополии на легитимное насилие, не дать им шанса стать параллельной армией или полицией. Другое дело, что в нынешних условиях легализация ЧВК будет одновременно и легализацией работы тех, кто занимался на востоке Украины подрывной деятельностью, противоречащей «Документу Монтрё», но в дальнейшем разработка законодательной базы деятельности ЧВК, наоборот, должна затруднить их использование для неофициальных военных операций против иностранных государств, отмечает гендиректор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. Уже поэтому легализация лучше сохранения подобных формирований в серой зоне.