Отношение к армии в России перевернулось

Вооруженные силы стали островком стабильности и социальным лифтом

Образ «непобедимой и легендарной» армии, созданный советским кинематографом, возвращается в российскую действительность. Накануне 23 февраля, 100-летия дня, который в массовом сознании связывается с основанием Красной (Советской) армии, все больше россиян верят в этот государственный институт как школу жизни и социальный лифт. Подавляющее большинство российских граждан – в отличие от 1990-х и начала 2000-х гг. – одобряют службу своих близких в Вооруженных силах. Рост популярности военной службы не в последнюю очередь вызван кризисом и длительной стагнацией в провинции, особенно в малых городах и деревне, а также на Северном Кавказе.

Социологи перед Днем защитника Отечества отметили изменения к лучшему в отношении граждан к армии и военной службе. За последние годы, по данным опросов, ситуация в армии в восприятии россиян значительно улучшилась. 12 лет назад, вскоре после инцидента в воинской части на Урале, когда пьяные деды искалечили солдата-срочника Андрея Сычева, 60% опрошенных фондом «Общественное мнение» (ФОМ) назвали положение в армии плохим, 24% – удовлетворительным и только 5% – хорошим. По данным последнего опроса, хорошей ситуацию в армии назвало 56%, т. е. почти такая же доля респондентов, какая 12 лет назад считала ее плохой; удовлетворительной – 27%, плохой – 7%. Можно считать, мнение стало противоположным.

Для сравнения: ситуацию во французской армии хорошей и удовлетворительной назвали в 2000 г. 83% опрошенных социологической компанией IPSOS, а неудовлетворительной – 11%.

Повысился и престиж профессии военного: в 2010 г. 35% респондентов ФОМа считали его низким, 32% – средним, еще 22% – высоким, к 2018 г. мнение резко изменилось: престиж военных назвали высоким 60% (работу сотрудника спецслужб считают престижной 69%), средним – 17%, низким – 13%. По этому показателю Россия уже не слишком далеко от США, где престижной профессию военного, по данным Harris Poll (2016 г.), назвали 78% опрошенных.

Изменилось даже отношение к рудименту конца XIX в. – всеобщей воинской обязанности. В 2006 г., по данным «Левада-центра», 62% респондентов выступали за переход России к профессиональной армии, 32% – за сохранение призыва. В 2017 г. сохранение призыва поддерживало уже 58%, а переход к контрактной службе – 37%. Опять почти противоположность.

Для сравнения: в 1996 г., незадолго до отмены обязательной военной службы во Франции (1997 г.), эту меру поддержали 60% опрошенных IPSOS, против высказались 35%.

Резко изменилось не только отношение к армии в целом, но и к службе близких, и к перспективам, которые открывает служба в Вооруженных силах. После трагедии рядового Сычева 53% опрошенных «Левада-центром» предпочитали, чтобы их родственники избежали призыва, 34% – чтобы отслужили. В 2017 г. 61% предпочли бы, чтобы их родственники служили, 23% – против. А по данным недавнего опроса ВЦИОМа, отправить своих близких в армию готовы уже 71%, против – 21%. Это даже выше, чем в США, где, по данным, EdChoice (2017 г.), 56% опрошенных рекомендовали друзьям и коллегам служить в армии США.

По данным ФОМа, школой жизни службу в армии считают 77%, потерянным временем – 16%. Среди москвичей школой жизни армию назвали 67% респондентов, а среди жителей села и малых городов – около 80%. 53% респондентов ФОМа хотели бы, чтобы их дети и внуки стали офицерами или кадровыми военными, – это даже больше, чем чекистами (45%). Карьеру военного для близких приветствовали бы 59% жителей села, 54% жителей городов с населением до 50 000 человек и 35% москвичей.

Все эти данные свидетельствуют, что россияне изжили страх перед армией и неуставными отношениями, царившими там в 1990-е и 2000-е гг. Сейчас казарменное хулиганство снизилось, а бытовые условия для солдат, особенно контрактников, улучшились, считает сотрудник ФОМа Григорий Кертман. Престиж военной службы повысился также благодаря успешным в глазах обывателя операциям по присоединению Крыма и боевым действиям в Сирии – с небольшими потерями. На восприятие людей повлияло и медиасопровождение: обыватели видят на экранах крепких, хорошо экипированных и уверенных в себе профессионалов, говорит Кертман.

Наконец, армия в условиях экономической стагнации и низких зарплат становится для многих, особенно жителей провинции, которым трудно поступить в престижные вузы, привлекательным социальным лифтом, возможностью получить достойную зарплату и престиж в обществе. При сохраняющихся рисках на рынке труда армия представляется островком стабильности, где можно получить жилье, достойное медицинское обслуживание и другие гарантии.