Как разгрузить полицию от «палок»

Предложение президента перенастроить систему оценки работы полицейских позволит снизить нагрузку и на полицию, и на суды

Владимир Путин предлагает радикально изменить критерии оценки полицейских, частично отказавшись от палочной отчетности по количеству дел, переданных в суд. Эти изменения – часть масштабной реформы судебной и правоохранительной системы, предложенной Центром стратегических разработок (ЦСР).

Выступая в среду на коллегии МВД, Путин указал полицейским на упущения в работе и бюрократизированную систему оценки работы следователей и дознавателей, которая создает излишнюю нагрузку на суд. По словам президента, раскрываемость преступлений в последние годы не растет, остановившись на уровне 43%, а четверть дел, направленных в суд, прекращаются по разным нереабилитирующим основаниям – истечении срока давности, амнистии или смерти подозреваемого. Правда, данные, обнародованные Путиным, существенно расходятся с официальной ведомственной статистикой: по данным и МВД, и Генпрокуратуры, раскрываемость преступлений в 2012–2017 гг. колебалась от 54,5 до 56,9%, доля нераскрытых преступлений – от 43,1 до 45,5%. Президент несколько преувеличил и масштаб прекращенных дел: доля граждан, чьи дела суды прекратили по нереабилитирующим основаниям, в 2012–2017 гг. колебалась от 19,2 до 21,9%.

Но идея отказаться от передачи подобных дел в суд и изменить нормы МВД, регламентирующие отчетность, заслуживает одобрения – она во многом исправляет действующую палочную систему отчетности, при которой работа дознавателя или следователя во многом оценивается по числу дел, переданных в суд, вне зависимости от их судебных перспектив. Это одно из недавних предложений ЦСР по совершенствованию судебной системы. По мнению вице-президента ЦСР Марии Шклярук, отказ от этого показателя будет стимулировать сотрудников МВД не передавать в суды материалы, которые все равно не будут разбираться по существу, снизит нагрузку на судей и позволит им более детально исследовать дела, требующие скрупулезного рассмотрения. Увеличивать долю прекращаемых следователями дел нужно, чтобы подозреваемый не ждал решения суда, согласен завкафедрой уголовного права юрфака МГУ Леонид Головко. Важно четко указать процедуру, чтобы исключить риск недобросовестного применения этой меры.

Однако отказ от направления явно ненужных дел в суд – лишь один из шагов по отказу от палочной системы. Упрекать полицейских в низкой раскрываемости вряд ли обоснованно, полагает Шклярук. Оценка их деятельности по этому показателю порождает манипуляции с криминальной статистикой, сокрытие преступлений и стремление не принимать обращения о труднораскрываемых преступлениях. Чтобы понять реальную картину преступности, необходимо отказаться от оценки работы полиции по раскрываемости на несколько лет, регулярно проводить опросы по международным стандартам по виктимности (доле населения, пострадавшего от преступных посягательств), а затем проанализировать их данные, чтобы выяснить реальный уровень преступности и детализировать ее географию, установить причины нежелания жертв обращаться в полицию.

Для успешной работы полиции необходима не раскрываемость, а доверие, когда люди будут уверены, что органы правопорядка не станут отмахиваться от их заявлений и приложат все усилия для помощи пострадавшим, говорит Шклярук. А реальная картина преступности поможет повысить эффективность профилактики преступлений, сократить площадь опасных зон.