Сирия снова беспокоит

Нарастание напряженности в регионе не прошло незамеченным

Торжественный финал войны в Сирии, который обозначало декабрьское объявление (правда, уже третье) Владимира Путина о возвращении российской группировки домой с победой, не состоялся. И, как видно из февральского опроса ВЦИОМа, новый виток напряженности не остался незамеченным.

Несмотря на то что далеко не все важные операции и потери среди россиян (операция в Африне, гибель пилота Су-25 Романа Филипова, гибель бойцов ЧВК «Вагнер», наступление на Восточную Гуту) получили равное освещение в эфире федерального ТВ – гибель то ли пяти, то ли сотни бойцов «Вагнера» была почти полностью проигнорирована, – за последние пять месяцев доля тех, кто отметил заметное ухудшение ситуации в Сирии, выросла вдвое: с 8 до 17%. Одновременно существенно сократилась доля тех, кто видит признаки постепенного улучшения, – с рекордных 58% в сентябре 2017 г. до 38% в феврале 2018 г. Каждый пятый респондент ВЦИОМа затруднился ответить на вопрос, в каком направлении развивается ситуация, и этот показатель близок к максимуму за последние два года.

Замешательство респондентов можно понять: эскалация конфликта – не то, чего стоит ожидать после громких заявлений о практически полном разгроме врага.

Самая популярная характеристика того, что происходит сейчас в Сирии, – «военные действия», «война продолжается». Так ответили 22% опрошенных (можно было дать несколько определений). Из 20 упомянутых респондентами характеристик семь трагически-негативные (в частности, «все плохо», «наши гибнут», «гибель летчика», «расстрел «Вагнера»), а чисто положительных три («жизнь налаживается», «закончилась война», «правильные действия России и Путина»). Но виновник обострения конфликта понятен: руководитель департамента исследований ВЦИОМа Степан Львов констатирует, что одновременно с ростом тревоги растет и частота упоминаний коалиции во главе с США как главной виновницы нестабильности на Ближнем Востоке.

А вот Россия в глазах большей части опрошенных ВЦИОМом на верном пути, и менять избранную политику ей не стоит. Доля тех, кто считает уровень вовлеченности в конфликт оптимальным, остается на том же высоком уровне, что и полтора года назад: 48% полагают, что России надо действовать в Сирии так же, как и прежде, или даже активнее. Призывающих к большей осторожности 24% (в октябре 2016 г. был 21%), сторонников выхода из конфликта 11%. Сочетание нарастающей тревоги с уверенностью в собственной правоте – хорошая база для новой активизации российской группировки, а почва подготовлена: Путин еще в декабре пообещал, что, если террористы «вновь поднимут голову, мы нанесем по ним такие удары, которых они пока и не видели». И Су-57 прилетели.