К какой войне готовится Владимир Путин

Теория «Эскалации для деэскалации» нерелевантна

Ракетная презентация Владимира Путина во время оглашения послания Федеральному собранию в четверг упоминала технику, о которой так или иначе было что-то известно и ранее. Например, в узких кругах авиаспоттеров в общем-то было известно о «Кинжале» – аэробаллистической ракете на истребителе МиГ-31.

О контракте 2011 г. на разработку новой межконтинентальной баллистической ракеты «Сармат» сообщали открыто, были и публичные заявления о ходе реализации этой программы. Испытанный еще в 2004 г. гиперзвуковой планирующий блок комплекса «Авангард» тоже не раз засветился, в том числе и в СМИ, и под этим самым именем. Не стал сюрпризом и показ листа презентации с характеристиками изделия по теме «Статус-6» – глубоководного автономного аппарата с ядерной энергетической установкой. Хотя изображение новой наземной лазерной установки появилось впервые, информация о таких разработках открыто обсуждалась и ранее.

Но совершенно неизвестной оказалась крылатая ракета с «ядерной энергоустановкой» сверхбольшой дальности, как и кадры ее запуска. Правда, постфактум подозрения вызывает появление в январе в Архангельске самолетных командно-измерительных пунктов Ил-976, включая восстановленный в 2017 г. самолет, на борт которого были нанесены логотипы «Росатома» и РФЯЦ-ВНИИЭФ – российского ядерного центра в Сарове. А 17 февраля появились (но не получили развития) сообщения о том, что в Великобританию прилетел американский самолет радиационной разведки WC-135 якобы в связи с проведением Россией некоего ядерного испытания в Арктике. В конце 2017 г. ФГУП «Спецсвязь» (государственная служба экспресс-почты для секретных, ценных и опасных грузов) также отчитывалось о доставке некоего груза из Сарова на ядерный полигон на Новой Земле – собственно ядерные испытания там не проводятся почти 40 лет, но полигон поддерживается в законсервированном состоянии. Почти все эти изделия созданы «Росатомом» и НПО «Машиностроение». Впрочем, понятно, что испытания, даже если и дали радиоактивный след, были признаны безвредными с точки зрения ядерной безопасности и соответствующими условиям международных соглашений России.

Надо думать, ракетная презентация Путина кроме предвыборного значения стала ответом на опубликованный в феврале официальный «Обзор ядерной политики США». Складывается впечатление, что его авторы верят в существование в России теории «эскалации для деэскалации», т. е. единичного демонстративного применения ядерного оружия в случае неизбежного проигрыша обычной войны блоку НАТО, для чего предлагается разработать ядерное оружие малой мощности, чтобы «лишить Москву этих иллюзий». Презентация Путина показала, что эти представления, как и планирование обезоруживающего (т. е. лишающего возможности ответа) удара в отношении России, нерелевантны. При этом президент заявил, что готов обсудить с США появление новых систем вооружений. Правда, произойдет это не сейчас. Россия отказалась от проведения консультаций с США по вопросам стратегической стабильности 6–7 марта в Вене, мотивировав решение тем, что США отказались (очевидно, на фоне скандала с российским вмешательством в выборы) от проведения российско-американских консультаций по вопросам кибербезопасности в Женеве 27 февраля. Так причудливо переплелись российские и американские выборы и ракеты.