О чем говорить Трампу и Киму

Успех первой встречи глав США и КНДР зависит от готовности сторон к пусть символическим, но уступкам

Первые в истории прямые переговоры между действующими руководителями США и КНДР по северокорейской ядерной проблеме могут существенно снизить напряженность на Корейском полуострове и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Но успех будущей встречи Дональда Трампа и Ким Чен Ына зависит от их готовности прислушаться к экспертам и взаимно отказаться от позиции победителя.

В пятницу стало известно, что Трамп принял приглашение северокорейского лидера Ким Чен Ына провести первые прямые переговоры глав США и КНДР, которые должны состояться не позднее мая 2018 г., сообщил 9 марта советник по нацбезопасности Южной Кореи Чон Ый Ён, который и привез приглашение в Вашингтон. В субботу сам Трамп заявил, что надеется на «величайшую сделку» и грандиозный успех будущей встречи, которая принесет «пользу всему миру». Госсекретарь США Рекс Тиллерсон заявил, что подготовка встречи займет несколько недель. Ранее МИД КНДР заявил о приостановке ядерных и ракетных испытаний.

Будущая встреча может означать резкое снижение напряженности на Корейском полуострове и в отношениях между США и КНДР после ее очередной эскалации осенью 2017 г., когда Трамп и Ким Чен Ын пригрозили взаимно уничтожить противника, – и даже подготовка встречи означает существенные подвижки в решении корейской проблемы. Пхеньян, договорившись о встрече Ким Чен Ына и Трампа, заинтересован в смягчении санкций, чтобы ослабить почти тотальную экономическую зависимость КНДР от Китая, говорит ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Василий Кашин, и сам факт встречи глав КНДР и США будет означать ослабление доминирования Пекина как ключевого агента корейского урегулирования. Трамп тоже пытается выглядеть победителем, указывая, что усиление санкций со стороны США принудило Пхеньян к переговорам.

Но успех переговоров – отдельный вопрос, что именно считать их успехом помимо самого факта встречи, – зависит от многих факторов, в том числе от качественной проработки встречи дипломатами, на что нужно время. КНДР, вероятно, согласится на приостановку ядерных испытаний и дальнейшей разработки баллистических ракет, отмечает Александр Габуев из Московского центра Карнеги, их наличие некритично для выживания северокорейского режима в отличие от сохранения уже имеющегося ядерного оружия. Трамп заинтересован в крупной внешнеполитической победе и может попытаться выдать за успех предотвращение ядерного удара КНДР по США. При этом смягчение санкций в обмен на отказ от разработки новых ракет вызовет недовольство Японии и Южной Кореи, полагает эксперт по международным отношениям Владимир Фролов. Американские дипломаты и военные будут требовать взамен больших уступок от КНДР – в частности, сокращения числа ракет средней дальности, угрожающих союзникам США. Пойдет ли на это Пхеньян – вопрос. Однако даже мораторий на новые испытания КНДР и частичное снятие санкций даст возможность продолжить прямые переговоры.