Корейская ракета упала на резолюцию

Китай и Россия попробуют повлиять на КНДР и США

Очередной запуск северокорейской ракеты – теперь с полетом над Японией – отражает стремление Пхеньяна повысить ставки в игре и добиться прямых переговоров с Вашингтоном о заключении мирного договора. Поспешные действия КНДР не учитывают импульсивность президента США Дональда Трампа, его внутриполитические трудности и могут привести к новым односторонним санкциям США.

Во вторник Совет Безопасности ООН соберется для обсуждения очередного инцидента с ракетно-ядерной программой КНДР. Ранним утром вторника Северная Корея запустила ракету, которая пересекла воздушное пространство Японии и упала восточнее острова Хоккайдо (см. статью на стр. 03). При входе в атмосферу разрушилась головная часть, где обычно находится заряд, что подтверждает потенциальную опасность для соседних стран, в том числе для России.

Трамп считает, что Пхеньян проигнорировал международное право и безопасность соседей и поэтому возможны «любые варианты» реакции на действия КНДР. Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил о необходимости соблюдения последней резолюции СБ ООН о прекращении испытаний.

Сразу после введения санкций СБ ООН три недели назад США и КНДР обменялись угрозами: Дональд Трамп обещал Пхеньяну «огонь и ярость, которых не видел мир», Ким Чен Ын заявил о возможном ударе по американской авиабазе на Гуаме, но вскоре стороны снизили уровень вербальной агрессии. Трамп блефовал, поскольку серьезного усиления сухопутной, воздушной и морской группировок не предполагалось, проходящие с 21 августа в Южной Корее совместные учения – ежегодные, поясняет эксперт по международным отношениям Владимир Фролов.

Пхеньян, играя на повышение ставок, отчасти добился цели. Замминистра иностранных дел Сергей Рябков заявил, что новые санкции оказались неэффективными и требуется политическое урегулирование. Китай призвал США прекратить дальнейшее развертывание системы ПРО THAAD в Южной Корее и Японии. КНДР пытается добиться прямых переговоров с США, чтобы подписать мирный договор с США и Южной Кореей, который юридически прекратит межкорейскую войну (сейчас формально действует заключенное еще летом 1953 г. перемирие) и закрепит признание КНДР как государства.

США и Южная Корея могут согласиться на признание нынешнего северокорейского режима при строгом ограничении числа ядерных зарядов и ракет и постоянных инспекциях МАГАТЭ, полагает Фролов, но такие переговоры будут длительными. Пхеньян, форсируя испытания после краткого периода деэскалации, недооценивает импульсивность Трампа и его сложное внутриполитическое положение, считает китаевед Александр Габуев. Ответом могут стать односторонний запрет на наем рабочей силы из КНДР, запрет поставок нефти и санкции против банков, через которые идут внешнеторговые операции КНДР, что негативно отразится на Китае и отчасти на России.

Полная версия статьи. Сокращенный газетный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)