Героические выборы Павла Грудинина

Попытка снять кандидата от коммунистов с президентских выборов оставляет много вопросов, на которые есть много ответов

Кандидат в президенты от КПРФ Павел Грудинин стал безусловным героем предпоследней предвыборной недели. Причем история с якобы обнаруженными у него незакрытыми счетами в швейцарском банке быстро вышла на уровень политических обобщений и апокалиптических прогнозов. Дискуссия развернулась по трем основным вопросам, на каждый уже есть по два противоположных ответа.

Вопрос первый: как оценить избирательную кампанию Грудинина в целом?

По мнению его яростных критиков, история со швейцарскими счетами – лишнее подтверждение того, что кандидат от КПРФ, имея хорошие стартовые позиции как выдвиженец широкого фронта левых сил, провел кампанию из рук вон плохо и не смог решить даже такие чисто технические вопросы, как своевременное избавление от зарубежных активов. И тем самым не только разрушил свою личную политическую карьеру, но и утопил КПРФ, дискредитировавшую себя связью с сомнительным бизнесменом.

Ничего подобного, возражают оппоненты. С учетом обрушившегося на него потока черного пиара Грудинин провел кампанию вполне достойно и заметно расширил свою электоральную базу, покусившись даже на голоса тех, кто ранее готов был поддержать Владимира Путина. Чем, собственно, и объясняется весьма мутная история со счетами, данные о которых обнародованы почему-то на 31 декабря 2017 г., а не на 8 января 2018 г., когда Грудинин проинформировал ЦИК о закрытии всех счетов.

Вопрос второй: чего добился Геннадий Зюганов, выставив вместо себя Грудинина?

Это ужасный прокол лидера КПРФ, уверяют критики. Выдвижение Грудинина ставит крест не только на карьере вечно второго российского политика, но и на его надеждах передать партию надежному и лояльному преемнику. Ведь провал Грудинина на выборах даст противникам Зюганова внутри КПРФ такие козыри, перед которыми он просто не сможет устоять.

Наоборот, не соглашаются оппоненты: лидер КПРФ сделал блестящий ход, превратив свое почти неизбежное поражение (каким стало бы его 3-е место вслед за Владимиром Жириновским) в убедительную победу. Ведь даже государственные социологи прочат Грудинину 2-е место и до 14% голосов – вдвое больше его текущего рейтинга.

Ну и, наконец, вопрос третий и самый глобальный: к чему приведет отказ ЦИК снимать Грудинина с выборов?

Тут все предельно ясно, категоричны критики. Своим никому не нужным демократизмом ЦИК поставил под вопрос самое святое – легитимность президентских выборов. Потому что если потом выяснится, что счета у Грудинина все же были и он не имел права быть кандидатом, то это дает железный повод и для отмены итогов голосования в целом.

Да, все ясно, но в прямо противоположном смысле, удовлетворенно констатируют оппоненты. Дать повод к отмене итогов выборов может как раз неправомерное снятие с них кандидата, если суд сочтет, что это не позволило «выявить действительную волю избирателей», процитируют они закон «О выборах президента». А почти все перечисленные там основания для отмены результатов касаются лишь «кандидата, признанного избранным», стать которым Грудинину вроде бы не грозит. ЦИК же всего лишь руководствовался презумпцией невиновности кандидата, что само по себе заслуживает похвалы и всяческого распространения вширь и вглубь.

Ну а простым россиянам остается выбрать из всех этих доводов самые убедительные. Хотя истина, разумеется, снова может оказаться даже не посередине, а «где-то там».